Вопросы совершенствования предупреждения рецидивной преступности в деятельности уголовного розыска

Сидоров А.С. Внимание! Обращайте внимание на действующую редакцию законов и других нормативно-правовых актов Оперативно-розыскная деятельность

recidiv

Автор: Моргунов С.В.

рецидив преступлений

Рецидивная преступность на протяжении всего времени борьбы с ней является одной из наиболее опасных форм проявления преступного поведения в обществе. Устойчивый уровень рецидивной преступности и ее самовоспроизводство оказывают негативное воздействие на позитивные процессы в обществе независимо от того по каким формационным законам оно развивается. В связи с этим уголовный рецидив – довольно распространенное явление: доля лиц, ранее совершавших преступление, в числе выявленных преступников колеблется в пределах 20-25%, а в отдельные годы приближается к одной трети [1, с. 348].

Проблема рецидивной преступности остается актуальной в настоящее время. В период с 1991 по 2008 годы произошел рост абсолютного числа, лиц ранее совершавших преступления от 226688 до 377401 человек и совершенных ими преступлений почти в два раза (от 274339 до 521522), а также увеличение коэффициента преступности от 185,2 до 367,3, рассчитанного на 100000 человек [2. с. 23,45,47; 3. с. 20, 44, 47]. По данным статистики в 1991 году было, осуждено лиц, ранее судимых 216951 человек, а в 2008 году лиц, ранее судимых (имеющих не снятую или не погашенную судимость) 260024 человек [3, с. 139; 3, с.164]. Рост числа данной категории преступников составил почти 17%.

Применение уголовно-правовых мер государством в борьбе с рецидивной преступностью не позволило снизить ее уровень.

Как мы видим, ставка в основном на уголовно-правовую репрессию в борьбе с рецидивной преступностью без решения социальных проблем себя не оправдала. Привлечение к уголовной ответственности рецидивиста позволяет на него налагать тот или иной вид наказания, наказывая его только за преступное деяние. К сожалению, оно не имеет способности влиять на генезис рецидивной преступности, на ее раннюю детерминацию.

В своем высказывании первый заместитель министра МВД России М.И. Суходольский отметил о равной значимости в работе ОВД как оперативного реагирования на преступления, так и на их предупреждение [4, с. 1]. В связи с этим в современных условиях демократизации, либерализации общественных отношений и практически уменьшения социального контроля со стороны государства над лицами, склонных к совершению повторных преступлений, возрастает роль специальной профилактики рецидивной преступности, осуществляемой органами внутренних дел, в том числе службой уголовного розыска.

Место уголовного розыска в системе субъектов осуществляющих профилактику рецидивной преступности отводит ему роль субъекта специального предупреждения рецидива преступлений [5, с. 223]. Кроме того, уголовный розыск наряду с предупредительными функциями осуществляет раскрытие, выявление, пресечение преступлений и лиц, их подготавливающих, а также розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших и других категорий разыскиваемых граждан.

В процессе профилактики уголовный розыск оказывает воздействие непосредственно на лиц, ранее судимых один раз и более, продолжающих совершать или склонных к совершению рецидивных преступлений, ведущих дезадаптивный образ жизни и на группы состоящих из лиц, указанной категории. Кроме того он осуществляет профилактическое воздействие на рецидивную преступность через ее детерминанты и среду обитания рецидивистов. При этом данное подразделение имеет различный «уровень специализации» [6, с. 96] или степень (меру) профилактической специализированности.

Во-первых, в зависимости от последовательности воздействия на объекты рецидивной преступности; во-вторых, от осуществления профилактики до, во время и после совершения рецидива преступлений, в-третьих, от взаимодействия с различными субъектами специальной профилактики. Отличительной чертой уголовного розыска от других субъектов специальной профилактики является способность к применению оперативно-розыскных мероприятий, которые позволяют воздействовать на более позднюю стадию детерминации рецидивной преступности.

Достижение целей профилактики рецидивной преступности уголовным розыском осуществляется с помощью применение различных форм и методов, регламентированных приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 [7] . В философской литературе под формой понимается способ существования и выражения следующего содержания, его различных модификаций [8, с. 414]. В свою очередь под методом понимается способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность [7, с. 258]. Наиболее значимой формой работы уголовного розыска является оперативно-розыскная деятельность. Кроме того, в профилактической деятельности он применяет формы взаимодействия с другими подразделениями ОВД, со средствами массовой информации и общественностью, индивидуального воздействия на рецидивистов.

В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности существует проблема выявления и анализа детерминант рецидивной преступности по причине преобладающей направленности уголовного розыска на раскрытие преступлений, в том числе совершенных в прошлом. Данная проблема мешает ему иметь своевременную и достоверную информацию о криминогенной обстановке обслуживаемой территории. И, как, следствие этого приводит к снижению эффективности предупреждения рецидивной преступности.

Своевременному и более эффективному устранению или нейтрализации причин, условий рецидивной преступности не позволяет распределении сил уголовного розыска в основном по линейному принципу. Суть этого принципа в том, чтобы уголовный розыск имел возможность своевременно реагировать на все возрастающий вал рецидивных преступлений, при этом оставляя на заднем плане лиц их совершивших, а прежде всего их до преступную жизнь. Реагирование только на совершенное рецидивное преступление – это реакция на следствие, которое является результатом неблагоприятных условий в различных сферах жизнедеятельности общества, не позволяет уголовному розыску вести свою деятельность по зональному принципу, т.е. с охватом лиц, склонных к совершению повторных преступлений, проживающих на определенной территории.

Указанная внутренняя реорганизация привела к недостаточной информированности о проживающих рецидивистах, склонных к совершению преступлений и отсутствию контроля появления лиц на зоне обслуживания, представляющих оперативный интерес. Это не позволяет заблаговременно укреплять оперативные позиции. Что в конечном итоге приводит к снижению эффективности профилактического воздействия на поздней стадий детерминации рецидивной преступности вплоть до пресечения рецидива преступлений.

При осуществлении розыска лиц ранее судимых, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда и после их задержания не всегда устанавливается образ жизни во время нахождения розыска, причастность к иным преступлениям, вновь приобретенные криминальные связи, места нового проживания, источники доходов, криминогенное влияние на территории проживание, особенно на несовершеннолетних. Получение и анализ этой информации позволит выявлять несовершеннолетних рецидивистов и их групповое окружение, склонное разрешать проблемные ситуации преступным путем. Учет данной информации при организации оперативно-розыскных профилактических мероприятий позволит более эффективно воздействовать на раннюю стадию детерминации рецидивной преступности.

После осуждения лиц, ранее судимых и назначения им наказаний не связанных с лишением свободы, очень часто происходит их выпадение из поля зрения уголовного розыска, так как за ними непосредственный контроль осуществляет служба по исполнению наказаний. В связи с этим информация о лицах, указанной категории официально поступает в службу уголовного розыска только в форме розыскного материала, как на лиц, разыскиваемых судебными органами. Следовательно, рецидивисты данной категории не могут являться объектами целенаправленной профилактики, как на ранней, так и на поздней стадии формирования криминогенной мотивации, так как их местонахождение неизвестно уголовному розыску.

В форме взаимодействия уголовного розыска со службой участковых уполномоченных возникают проблемы профилактики рецидивной преступности из-за различного основания организации работы этих служб. Как было отмечено ранее, уголовный розыск в основном строит свою работу по линейному принципу, который позволяет ему своевременно реагировать на тот или иной вид преступления, оставляя на заднем плане лиц, совершивших эти преступления и среду их обитания.

В свою очередь служба участковых уполномоченных осуществляет свою работу на основе обслуживания микроучастков, на которых проживают различные категории граждан, как законопослушные, так и особо опасные рецидивисты. В связи с этим у сотрудников данных служб имеется различное восприятие криминогенной обстановки на их территории обслуживания. Это различие, прежде всего, обусловлено порядком реагирования на объекты рецидивной преступности. Уголовный розыск с помощью оперативно-розыскных мер реагирует на рецидивистов, склонных к совершению преступлений или готовящих преступления, а участковые уполномоченные на девиантную среду, окружающую данную категорию преступников, на совершенные административные проступки и на правонарушения, имеющих бытовой характер.

Кроме того, из-за большого количества указанных правонарушений, из поля зрения участковых уполномоченных очень часто выпадает информация, которая может быть полезной в деятельности уголовного розыска для профилактики рецидивной преступности. Но, даже имея эту информацию, участковые уполномоченные обычно передают ее в устной форме в уголовный розыск без оформления рапортов. Не достаточный и не правильно оформленный обмен информацией о рецидиве преступлений и рецидивистах снижает эффективность профилактических мер и не позволяет осуществлять контроль со стороны руководства за ее реализацией для профилактических целей.

При проведении совместных рейдов уголовный розыск очень часто осуществляет безадресную профилактику рецидивной преступности наравне с другими службами. В данном случае не используется должным образом оперативно-розыскной потенциал уголовного розыска, который позволяет выявлять наиболее криминогенные участки и на основе этого распределять силы и средства данной службы с учетом правил конспирации. Очень часто такой порядок проведения рейдов приводит к совершению рецидивных преступлений во время рейда на более криминогенных участках, так как уголовный розыск наделяется не свойственными ему функциями субъекта ранней и безадресной профилактики.

В основном использование линейного принципа в работе уголовного розыска не всегда позволяет своевременно получить информацию об освободившихся из воспитательной колонии несовершеннолетних рецидивистах и поселившихся на территории обслуживания ОВД. Данная проблема не позволяет уголовному розыску своевременно передавать информацию о лицах, указанной категории в подразделения по делам несовершеннолетних для организации ранней профилактики рецидива преступлений. Иногда информация об освобождении этих лиц подразделения по делам несовершеннолетних получают раньше, чем уголовный розыск и затем в письменном виде ее передают данной службе для дальнейшего использования.

Основной проблемой взаимодействия между федеральной службой наркоконтроля и уголовного розыска в организации профилактики в отношении несовершеннолетних, в том числе рецидивистов, противодействующей их втягиванию в сферу незаконного оборота наркотиков являются разные приоритеты этих служб. Федеральную службу нарконтроля прежде всего интересуют лица, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков в крупных и особо крупных размерах. Это, как правило, совершеннолетние рецидивисты, имеющие семью и связи в обществе, в том числе в преступном мире.

В поле зрения уголовного розыска часто попадают лица, которые являются потребителями наркотических средств и среди них также несовершеннолетние рецидивисты. Данная категория лиц часто попадает с наркотическим отравлением в медицинские учреждения. В результате этого информация о них в форме материала проверки попадает в уголовный розыск.

В большинстве случаев по данным материалам принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении неизвестного лица, которое осуществило незаконный сбыт наркотиков несовершеннолетнему рецидивисту, имеющему наркотическую зависимость. Уголовные дела в дальнейшем приостанавливаются по причине не установления лица совершившего преступление. В данном случае рецидивист выступает в роли потерпевшего и не рассматривается уголовным розыском, а тем более федеральной службой наркоконтроля как потенциальное лицо способное в дальнейшем участвовать в сфере незаконного оборота с корыстной мотивацией. В отношении них уголовный розыск ведет учет, но как лиц склонных к совершению общеуголовных рецидивных преступлений для удовлетворения своих порочных потребностей.

Другой проблемой взаимодействия этих служб для профилактики в сфере незаконного оборота наркотиков является различная зона оперативного охвата. ФСКН как правило выявляет данные преступления на территории всего города, а уголовный розыск на территории своего обслуживания гораздо меньшей по площади и количеству населения. В связи с этим выявление и пресечение фактов сбыта наркотических веществ не большого размера уголовным розыском осуществляется собственными силами, так как было отмечено ранее приоритетом ФСКН является выявление, и пресечение фактов сбыта наркотических веществ в крупном и особо крупном размере.

В своей деятельности уголовный розыск использует форму индивидуального воздействия на лиц ранее судимых и лиц, склонных к совершению повторный преступлений. С помощью методов убеждения и воспитания профилактическое воздействие на рецидивиста осуществляется в форме воспитательной беседы, которая осуществляется в основном до или в пост преступный период после освобождения рецидивиста из мест лишения свободы. В данном случае возникает проблема правильного восприятия рецидивистом этой беседы, так как он один раз или более подвергался наказательным мерам со стороны государства, которые не достигли своей цели исправления его криминогенной мотивации. В связи с этим данные беседы часто не воспринимаются им серьезно, так как не имеют для него каких–либо ограничительных последствий.

Возникает проблема контроля рецидивистов после постановки на учет сотрудниками уголовного розыска, так как в районе их проживания отсутствует режим, к которому они привыкли в местах лишения свободы.

Очень имеет хороший профилактический потенциал воспитательное воздействие через администрацию места работы рецидивистов. По нашим исследованиям 74,4% рецидивистов характеризуются положительно по месту работы, так как дорожат отношениями в трудовом коллективе. Однако возникает проблема профилактического воздействия на группу неработающих рецидивистов, составляющую 57,5% от их общего числа.

Для решения этой проблемы уголовному розыску использует позитивное влияние родственников и других людей имеющий авторитет у рецидивистов. При этом необходимо учитывать, что родственники и их знакомые могут скрывать их преступную деятельность, как в отношении других граждан, так и в отношении себя из чувства сострадания и солидарности.

Не позволяет улучшить контроль и уменьшить меру преступной прецедентности у рецидивистов, находящихся на свободе, отсутствие у сотрудников уголовного розыска возможности их быстрого трудоустройства и бытовой помощи. Применения мер социальной профилактики не входят в компетенцию уголовного розыска. Однако в современных условиях при отсутствии государственной системы профилактики рецидивисты после освобождения остаются один на один с возникшими социальными проблемами. В данных условиях на их жизненном пути после освобождения одни из первых начинают взаимодействовать с ними представители государства – сотрудники уголовного розыска.

По нашим исследованиям почти 50% рецидивистов после освобождения в период до одного месяца первый раз посетили отделение милиции. Во время посещения с ними беседовали 49,8% сотрудников уголовного розыска, 37,8% участковых уполномоченных, начальник отдела или его заместитель – 10,9%, а также 1,5% сотрудников других служб милиции.

Для того чтобы эффективно провести индивидуальную профилактическую беседу сотруднику уголовного розыска необходимо имеет предварительно представление о психологическом портрете рецидивиста. В настоящее время не используется знание и опыт психологов в органах внутренних дел для этих целей. Также не очень часто сотрудники уголовного розыска в профилактических беседах используют опыт, знание и присутствие сотрудников других служб, так как по роду выполняемых задач индивидуальная беседа не редко имеет конфиденциальную основу.

Использование для воспитательного воздействия лиц, привлеченных к гласному и не гласному сотрудничеству для нейтрализации негативного окружения рецидивистов не всегда бывает эффективным. Во-первых, из-за слабости оперативных позиций на той или иной зоне обслуживания, во-вторых, из-за недостаточного авторитета и доверия к этим лицам со стороны рецидивистов, в-третьих, из-за лидирующих криминальных и ассоциальных позиций рецидивистов во дворе дома, микроучастка и, в-четвертых, из-за ложного сочувствия некоторых законопослушных граждан, особенно одиноких женщин, попавших под влияние, рецидивистов.

Уголовный розыск не перестает осуществлять профилактическое индивидуальное воздействие на лиц, снова совершивших рецидив преступлений, но при этом использует наравне с методами убеждения, воспитания и методы принуждения. Данные методы необходимы для рецидивиста, чтобы он не почувствовал безнаказанность и не продолжил совершать повторные преступления в рамках реальной совокупности. В данном случае возникают проблемы, несмотря на то, что рецидивист изолируется от своей среды, он продолжает поддерживать контакт со своим неформальным окружением. Последнее остается без должного профилактического воздействия со стороны уголовного розыска, так как все внимание сосредоточено на задержанном рецидивисте, на доказывании его вины и сопровождения его в судебные органы.

Уголовный розыск также осуществляет свою деятельность совместно со средствами массовой информации и общественными организациями. В ходе взаимодействия со средствами массовой информации уголовных розыск часто размещает в них информацию о разыскиваемых преступниках, в том числе рецидивистах. В данном случае средства массовой информации размещают эту информацию в удобное им по коммерческим причинам время, когда большинство граждан находится на работе. В связи с этим использование этой формы профилактики рецидивной преступности в деятельности уголовного розыска имеет не высокую эффективность.

Во время взаимодействия с общественными организациями уголовного розыска эффективность профилактики рецидива бывает невысокой по причине специфичности работы данного подразделения, которое может только собственными силами осуществлять воздействие на позднюю детерминацию рецидивной преступности и на пресечение рецидива преступлений. Очень редко информация со стороны общественных организаций имеет для уголовного розыска оперативно-значимую информацию для предупреждения рецидива.

Сотрудники уголовного розыска очень редко проводят встречи с гражданами с целью формирования у граждан мотивации на законопослушное поведение. Данная форма профилактической работы не является свойственной уголовному розыску. Обычно эту форму используют участковые уполномоченные милиции и сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних.

В результате анализа предупредительной деятельности уголовного розыска необходимо наметить следующие пути повышения эффективности профилактики рецидивной преступности:

  • создание аналитической группы в подразделениях уголовного розыск для систематизирования информации и ведения учетов лиц, ранее судимых, в том числе имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, повышенную степень прецедентности, несовершеннолетних, на основе разработанной компьютерной программы, с целью выдачи информации о текущей криминогенной обстановке на территории обслуживания;
  • использование комбинированного подхода в осуществлении линейного и территориального принципов;
  • укрепление оперативных позиций на обслуживаемой территории на основе зонального принципа работы;
  • при задержании разыскиваемых рецидивистов устанавливать их причастность к другим совершенным преступлениям, криминальные связи, места нового проживания, источники доходов, степень криминогенного влияния на несовершеннолетних и передавать эту информацию в аналитическую группу;
  • усиление взаимодействия со службой исполнения наказания с помощью передачи информации о начинающемся девиантном поведении лиц, ранее судимых, которым назначены наказания не связанные с лишением свободы;
  • организация наибольшего совпадения зон обслуживания уголовным розыском с микроучастками участковых уполномоченных для улучшения обмена криминогенной информацией;
  • усиление контроля передачи оперативно-значимой информации в форме рапортов со стороны участковых уполномоченных;
  • использование сотрудников уголовного розыска при проведении совместных рейдов только после анализа криминогенной обстановки на территории и выявления наиболее пораженных рецидивной преступностью участков;
  • осуществление контроля согласно полученным из ИУ и ВК спискам рецидивистов, освобожденных из мест лишения свободы, их постановку на учет в аналитическую группу уголовного розыска;
  • организация постоянных встреч с федеральной службой наркоконтроля для выработки совместных и с координированных профилактических мер;
  • постановка рецидивистов, выступающих в качестве потребителей наркотиков и имеющих от них зависимость на учет в аналитическую группу с целью предупреждения с их стороны рецидива не только общеуголовного характера, но и в сфере незаконного оборота наркотиков;
  • для организации индивидуальных профилактических бесед с рецидивистами необходимо привлекать психологов и ветеранов уголовного розыска с целью использование их знания и опыта;
  • поддержание постоянного контакта с администрацией работающих рецидивистов для выработки наиболее эффективного контроля в постпреступный период,
  • использование позитивного влияния родственников для усиления контроля не работающих рецидивистов, а также соседей в местах их проживания;
  • наделение уголовного розыска (аналитической группы) информативной функцией для передачи рецидивистам, освободившимся из мест лишения свободы, контактных телефонов общественных, государственных организаций и лиц, занимающихся их трудоустройством и социальным обустройством;
  • проведение встреч для рецидивистов с целью их скорейшей ресоциализации с лицами, которые были неоднократно судимы, но стали на путь исправления и являются успешными людьми, достигшими руководящего положения особенно в производственной сфере, но только с согласия последних;
  • обеспечение наиболее полного, одновременного и своевременного охвата всех объектов профилактики рецидивной преступности с помощью сотрудников других подразделений, которые должны быть приданы и входить в структуру уголовного розыска (на примере взаимодействия участковых уполномоченных с уголовным розыском по розыску различных категорий граждан, предусматриваемого приказом МВД России № 66 от 1994 года [9]) с целью повышение профилактического потенциала в момент реагирования на преступление;
  • размещение информации о разыскиваемых преступниках на телевидении и радио в вечернее время способствующее большему информированию и ориентированию граждан;
  • создание учетов потерпевших, которым была оказана реальная помощь в раскрытии, расследовании преступлений и возврат похищенных материальных ценностей уголовным розыском с целью повышения доверия у людей и более тесного контакта с населением.

Литература

  1. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая характеристика: теория, опыт, проблемы. Монография. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 496 с.
  2. Преступность и правонарушение (1991-1995). Статистический сборник. М., 1996. 188 с.
  3. Преступность и правонарушение (2004-2008). Статистический сборник. М., 2009. 184 с.
  4. Академия управления МВД России: 50 дипломов с отличием // Профессионал. 2010. № 4. С. 1.
  5. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: учебное пособие. Красноярск: Красноярская высш. шк. МВД России, 1997. 256 с.
  6. Предупреждение рецидива преступлений: Учебное пособие / под ред. С.А. Елисеева. Томск: изд-во Том. ун-та, 1990. 128 с.
  7. Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: утв. приказом МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 (в ред. приказа МВД РФ от 29.01.2009 г. № 60) // Справ.-правовая система «Консультант Плюс. Законодательство».
  8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991.
  9. Приказ МВД РФ № 66 от 28.02.1994 г. «О некоторых организационных мерах по совершенствованию розыскной работы в органах внутренних дел» // Специализированная территориально-распределенная автоматизированная система «Юрист», утвержденная приказом МВД России от 27.06.2007 г. № 593.

Опубликовано: Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 4.

адвокат онлайн

звонок адвокату


Ключевые слова сайта: адвокат в Тюмени, уголовные дела

Уважаемый посетитель! Если материалы, размещенные на сайте оказались Вам полезными. Вы можете подписаться на рассылку уведомлений о публикации новых статей:

ПОДПИСАТЬСЯ

Внимание! В связи с текущими изменениями в законодательстве на момент Вашего обращения информация, содержащаяся в данной публикации, может частично устареть. Не смотря на то, что мы постоянно отслеживаем ситуацию и стараемся своевременно корректировать содержание публикаций, пожалуйста, при использовании тех или иных рекомендаций отнеситесь к ним критически. Обращайте внимание на действующую редакцию законов и других нормативно-правовых актов, на которые мы ссылаемся.
С уважением, адвокат в Тюмени Сидоров А.С.

Следующая статья:
Предыдущая статья:

Рубрика: Оперативно-розыскная деятельность
Метка:

Не нашли ответа на свой вопрос? Нажмите на кнопку, которая находится ниже, и смотрите интересующие вас видео-консультации на канале "Советы юристов".

youtube

СИДОРОВ АНАТОЛИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ,
адвокат тел: +7(904)8768419,
e-mail: advokatsidorov@mail.ru
625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 14


Комментарии

Оставьте Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.