Для того, чтобы доказательства, которые надлежит сформировать следователю на основе материалов, предоставленных ему органом, осуществляющим ОРД, отвечали требованию допустимости, прежде всего, должен быть соблюден предусмотренный законом порядок приобщения к уголовному делу материалов, полученных оперативно-розыскным путем. В настоящее время такой порядок установлен "Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд", утвержденной приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013.
Не открою Америки, если скажу, что в настоящее время исключительно следственным путем преступления почти не раскрываются. Как правило, так или иначе, следователи вынуждены использовать и в качестве поводов для возбуждения уголовного дела, и в доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности. О такой возможности, в частности, прямо говорится в ст. 89 УПК РФ и ст.11 Закона об ОРД.
Здесь уместно вспомнить о положениях ст. 50 Конституции РФ, ст. 7, 75 и 89 УПК РФ. В частности речь идет о том, что если доказательства получены с нарушением требований федеральных законов, они должны признаваться недопустимыми со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Возникает вопрос: что же нужно следователю сделать для того, чтобы доказательства, которые ему надлежит сформировать на основе материалов, предоставленных ему органом, осуществляющим ОРД, отвечали требованию допустимости?
Ответ очевиден. Прежде всего, должен быть соблюден предусмотренный законом порядок приобщения к уголовному делу материалов, полученных оперативно-розыскным путем.
Вот об этом порядке и пойдет речь.
Нормативное регулирование порядка представления результатов ОРД следователю
Следует начать с того, что ст. 11 Закона об ОРД, говоря о направлениях использования результатов ОРД в уголовном процессе, подробно не регламентирует порядок представления (передачи) результатов ОРД следователю либо в иные органы, указанные в законе.
В ней лишь говорится о том, что основанием для такого представления является соответствующее Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Отсюда первый вывод – в любом случае, если следователь получает о того или иного оперативного подразделения материалы, которые ему предстоит проверить на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или использовать их в доказывании по уголовному делу, он должен убедиться, вынес ли руководитель органа, осуществляющего ОРД соответствующее постановление.
Теперь о порядке, установленном ведомственными актами, о котором говорится в ст. 11 Закона об ОРД.
Таким нормативным актом в настоящее время является "Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд", утвержденная приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013
Эта инструкция носит межведомственный характер, т.к. утверждена приказами руководителей всех ведомств, которые согласно действующему законодательству уполномочены осуществлять ОРД на территории Российской Федерации, а также руководителем Следственного комитета РФ.
Подобные Инструкции существовали и ранее. До этого были ее редакции 1998 и 2007 года.
Рассмотрим основные требования, которые предъявляет данная Инструкция к порядку представления результатов ОРД следователю.
Способы передачи результатов ОРД следователю
Результаты ОРД могут представляться в двух вариантах.
- В виде рапорта об обнаружении признаков преступления. Такой рапорт составляется сотрудником оперативного подразделения в соответствии со статьей 143 УПК РФ и обязательно должен быть зарегистрирован в установленном порядке.
- В виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.
Процедура представления результатов ОРД в виде рапорта или сообщения включает в себя следующие этапы.
Принятие решения о передаче результатов ОРД в следственный орган
Как уже отмечалось выше, в соответствии со ст. 11 Закона об ОРД такое решение оформляется в виде Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.
Указанное постановление составляется в двух экземплярах. Первый направляется в следственный орган, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или к материалам номенклатурного (литерного) дела.
Оформление необходимых для передачи следователю документов
Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.
Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.
В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.
Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) - к материалам номенклатурного дела.
В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.
Согласно ст. 8 Закона об ОРД такие ОРМ, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД..
Следовательно, при передаче следователю результатов этих мероприятий, в представленных материалах должно быть наличие соответствующего постановления о проведении ОРМ.
Копии таких постановлений подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.
К вышеуказанным документам прилагаются (при их наличии) полученные или выполненные при проведении ОРМ материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также различные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.
При этом нужно обращать внимание на то, чтобы органом, осуществляющим ОРД, были приняты все необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие).
Если следователю передается фонограмма, к ней должен прилагаться бумажный носитель записи переговоров.
Допускается представление материалов, документов и иных объектов, в копиях или выписках, в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае их оригиналы, если они не были в дальнейшем истребованы следователем, должны храниться в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела или уголовного преследования.
Таким образом, к рапорту об обнаружении признаков преступления либо сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности должны быть следующие документы:
- постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД о передаче результатов ОРД следователю;
- постановлении о рассекречивании результатов ОРД, утвержденное руководителе органа, который осуществлял эту деятельность;
- постановления о проведении таких ОРМ, как проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение (если следователю представляются материалы, полученные в результате их проведения);
- копии судебных решений о проведении ОРМ, если такое решение требовалось по закону.
Теперь о том, какие сведения должны быть указаны в документах, о которых шла речь.
В сообщении о результатах оперативно розыскной деятельности должно быть указано:
- для какой цели направляются материалы (для подготовки и осуществления следственных или судебных действий, для использования в доказывании по уголовным делам;
- когда, где, какое именно ОРМ проводилось и какие получены результаты;
- когда и кем санкционировалось ОРМ;
- имеется ли судебного решения о его проведении;
- какие материалы прилагаются к сообщению. При этом должна быть приведена информация об этих материалах с описанием их индивидуальных признаков, времени, места и обстоятельств их изъятия (получения).
В рапорте об обнаружении признаков преступления также должна содержаться информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ.
В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению или рапорту
В постановлении о передаче результатов ОРД следователю излагается та же информация, за исключением перечня материалов, представляемых следователю и их описания.
Фактическая передача собранных материалов - результатов ОРД
Инструкция предусматривает, что способ фактической передачи результатов ОРД в следственные органы может быть любым. Это может быть пересылка по почте, передача нарочным и другие способы. Эти способы избираются в каждом конкретном случае с учетом требований, предъявляемых к организации делопроизводства.
На практике ситуация складывается так, что нередко оперативные сотрудники представляют какие-либо материалы следователю для использования их по уголовному делу. Следователь, в свою очередь, не вникая в то, был ли соблюден установленный порядок их представления, приобщает полученные материалы к уголовному делу, формируя на их основе те или иные доказательства.
Вместе с тем, есть такая заповедь: «Отравленное дерево дает отравленные плоды». В уголовном судопроизводстве это означает, что материалы, полученные в результате использования недопустимого материала, сами недопустимы в качестве доказательств.
Поскольку изложенный порядок представления результатов ОРД следователю закреплен действующим законодательством, его несоблюдение может привести к тому, что сторона защиты в ходе судебного разбирательства по уголовному делу может заявить ходатайство о признании доказательств недопустимыми лишь по тому основанию, что при их собирании был нарушен федеральный закон.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.