Понятие и легализация результатов оперативно-розыскной деятельности

Сидоров А.С.Внимание! Обращайте внимание на действующую редакцию законов и других нормативно-правовых актовВы и полиция

Результаты оперативно-розыскной деятельности, их легализация, представление потребителям и использование в расследовании преступлений

рассекречивание

Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности (результаты ОРД) - это сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда. Такое определение дано в п. 36.1 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Реализация результатов оперативно-розыскной деятельности включает три этапа:

  • легализация результатов ОРД;
  • представление результатов ОРД потребителям;
  • использование результатов ОРД.

В оперативно-розыскном процессе результаты оперативно-розыскной деятельности используются для подготовки и проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших (часть 1 статьи 11 Закона об ОРД).

Использование результатов ОРД в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также в доказывании уголовного дела происходит в рамках уголовного судопроизводства.

Не относится к оперативно-розыскному процессу и использование результатов ОРД при решении вопроса о допуске лиц, перечисленных в пунктах 1-4 и 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, к указанным здесь же видам деятельности.

В любом случае, чтобы использовать результаты оперативно-розыскной деятельности по их прямому назначению, необходимо убедиться в соблюдении принципа законности при их получении. В частности, речь идет о наличии оснований и соблюдении условий для их проведения.

В некоторых случаях,чтобы использовать результаты ОРД в уголвном судопроизводстве, им нужно придать критерий открытости (гласности).

Легализация результатов ОРД

Легализация фактической оперативной информации - это процедурный этап стадии реализации результатов ОРД, направленный на предание гласности (рассекречивание) перед потребителем оперативной информации с сокрытием при необходимости тех категорий источников, которые подлежат разглашению с их письменного согласия.

Необходимо отметить, что легализация результатов ОРД, полученных на предыдущих стадиях оперативно-розыскного процесса, требуется, как правило, только в том случае, если эти результаты передаются следователю или суду для использования при расследовании или рассмотрении уголовных дел. В этом смысле данный этап реализации результатов ОРД является одним из самых значимых в оперативно-розыскном процессе.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при легализации фактическая оперативная информация хотя и преобразуется в доступную для потребителя форму, но как была непроцессуальной, так ей и остается. Для использования оперативно-розыскной информации (результатов оперативно-розыскной деятельности) в качестве доказательства в уголовном судопроизводстве либо повода и основания к возбуждению уголовного дела необходимо ее преобразование в процессуальную форму по существу самим потребителем.

Легализацию оперативной информации осуществляет орган, осуществляющий ОРД, сотрудники которого непосредственно занимались сбором, получением и изучением оперативной информации, значимой для выявления, предупреждения пресечения и раскрытия преступной деятельности, за исключением случаев, когда тот или иной оперативный сотрудник случайно становится очевидцем криминального события, что может повлечь последующее приобретение им процессуального статуса одного из участников уголовного судопроизводства.

Определить срок легализации имеющихся материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, зачастую затруднительно, поскольку оперативный сотрудник в первую очередь обязан оценить возможность расшифровки лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе, разглашения сведений о времени и месте проведенных оперативно-розыскных мероприятиях, силах и средствах, задействованных при их проведении и т.п. Эти вопросы, как правило, обсуждаются с руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. На стадии возбуждения уголовного дела к части оперативных материалов нередко допускаются руководители следственных подразделений и следователи, которые непосредственно будут расследовать деяние.

Легализованной оперативной информацией в ходе предварительного расследования будет являться только та, которая предана гласности и поступила в распоряжение следователя в соответствии с оперативно-розыскным законодательством. В свою очередь часть 3 статьи 11 Закона об ОРД устанавливает порядок, при котором представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

В связи с этим необходимо отметить, что эффективность легализации результатов ОРД, также как и последующего этапа стадии реализации результатов ОРД - представления этих результатов указанным выше лицам, заключается в точном выполнении требований межведомственной Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», которая утверждена Приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 (далее Инструкция).

Согласно указанной Инструкции при легализации результатов ОРД для возможности их использования в уголовном судопроизводстве необходимо соблюдение следующих условий.

При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

В данном случае необходимо иметь в виду, что согласно ст. 12 Закона об ОРД к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся следующие сведения:

  • об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД;
  • о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
  • об организации и о тактике проведения ОРМ.

Ряд сведений, относящихся к государственной тайне в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты,  но не указанных в Законе об ОРД, перечислены также  в  п. 4 ст. 5  Закона «О  государственной тайне».

Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий (пункт 13 Инструкции).

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, как отмечалось выше, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства (пункт 14 Инструкции).

В случаях необходимости привлечения к участию в производстве следственных и судебных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, в том числе штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД (пункт 5 Инструкции).



СИДОРОВ АНАТОЛИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ,
адвокат тел: +7(904)8768419,
e-mail: advokatsidorov@mail.ru
625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 14

Уважаемый посетитель! Если материалы, размещенные на сайте оказались Вам полезными. Вы можете подписаться на рассылку уведомлений о публикации новых статей:

ПОДПИСАТЬСЯ

Внимание! В связи с текущими изменениями в законодательстве на момент Вашего обращения информация, содержащаяся в данной публикации, может частично устареть. Не смотря на то, что мы постоянно отслеживаем ситуацию и стараемся своевременно корректировать содержание публикаций, пожалуйста, при использовании тех или иных рекомендаций отнеситесь к ним критически. Пожалуйста, обращайте внимание на действующую редакцию законов и других нормативно-правовых актов, на которые мы ссылаемся.
С уважением, адвокат в Тюмени Сидоров А.С.

Не нашли ответа на свой вопрос? Нажмите на кнопку, которая находится ниже, и смотрите интересующие вас видео-консультации на канале "Советы юристов".

youtube

Следующая статья:
Предыдущая статья:

Рубрика: Вы и полиция
Метка:

Ключевые слова сайта: адвокат Тюмень