В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами используются информационные системы, создаваемые на основании ведомственных нормативных актов, а также специальные технические и иные средства. Вместе с тем, криминальными структурами также широко используются современные средства связи, звукозаписывающая аппаратура, методы визуально-оптического наблюдения и новейшие компьютерные технологии. Более половины преступлений организованных группировок, по сведениям аналитиков, совершается при помощи технических средств. Технические характеристики используемой ими аппаратуры зачастую превосходят аналогичные характеристики, применяемой сотрудниками правоохранительных органов при производстве ОРМ.
В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы правоохранительных органов, создаваемые на основании ведомственных нормативных актов, а также специальные технические и иные средства.
На сегодняшний день Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 770.
В этом нормативном акте указано 10 видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации:
- для негласного получения и регистрации акустической информации;
- для негласного визуального наблюдения и документирования;
- для негласного прослушивания телефонных переговоров;
- для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;
- для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;
- для негласного исследования предметов и документов;
- для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
- для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;
- для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;
- для негласной идентификации личности.
Специальные технические средства, применяемые при проведении ОРМ, должны иметь государственную сертификацию, подтверждающую безопасность их для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Во исполнение предписаний части 4 статьи 6 Закона об ОРД приняты ряд законодательных актов, нормативных актов Президента и органов исполнительной власти Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативно-правовых актов, согласно которых для проведения оперативно-розыскных мероприятий на электронных телефонных станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования, находящихся в эксплуатации и вводимых в эксплуатацию, на сетях электросвязи, входящих в состав взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должны устанавливаться технические средства для обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Должностные лица, участвующие в организации и проведении ОРМ с применением технических средств, могут использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Использование при проведении ОРМ на гласной основе помощи отдельных граждан с их согласия означает возможность дачи ими впоследствии свидетельских показаний на предварительном следствии или в суде. При использовании помощи граждан на конфиденциальной основе сведения о таких лицах становятся государственной тайной, и они могут допрашиваться в качестве свидетелей лишь с их согласия в письменной форме.
При этом проведение оперативно-розыскных мероприятий с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации лицам, не упомянутым в нормах Закона об ОРД и (или) не наделенные им соответствующей компетенцией, запрещается.
В соответствии с частью 7 статьи 6 Закона об ОРД производство специальных технических средств и торговля ими подлежат лицензированию. Эта норма получила развитие в Указе Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», который возложил лицензирование этой деятельности, а также выявление и пресечение случаев проведения ОРМ и использования специальных технических средств не уполномоченными лицами на ФСБ РФ.
Незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в соответствии с частью 3 статьи 138 УК РФ влечет уголовную ответственность.
Вместе с тем, усилиям органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, преступные группировки, противопоставляют свои меры. Для наглядности в заключении данной статьи процитируем авторов научно практического сборника «Практика уголовного сыска (М.: «Лига Разум», 1999. С. 214-215): «Множество организованных преступных групп располагает сейчас значительными материальными, интеллектуальными и, конечно же, техническими ресурсами. Криминальными структурами широко используются современные средства связи, звукозаписывающая аппаратура, методы визуально-оптического наблюдения и новейшие компьютерные технологии. Более половины преступлений организованных группировок, по сведениям аналитиков, совершается при помощи технических средств.
Технические характеристики используемой ими аппаратуры зачастую превосходят аналогичные характеристики, применяемой сотрудниками правоохранительных органов при производстве оперативно-розыскных мероприятий… Даже в служебном кабинете заместителя Генерального прокурора России, курирующего расследование уголовных дел особой важности, в конце 1996 года была обнаружена акустическая радиозакладка. По свои характеристикам она позволяла транслировать разговоры, происходящие в кабинете на расстояние в несколько сот метров».
Обратите внимание – описываемое событие происходило в 1996 году. Стоит ли говорить, что за прошедшее время развитие техники не стояло на месте.
Как утверждают авторы, на поддержание высокого уровня технического оснащения в организованных группах, расходуется не менее одной трети преступных доходов – таковы данные криминологов. Известен случай, когда лидер преступной группировки, орудующей в Подмосквье, выложил 3 тысячи долларов за копию совершенно секретной инструкции КГБ СССР по установлению специальной аппаратуры для прослушивания помещений.
Сейчас во многих средствах массовой информации появляются публикации, в которых до мелочей описываются подробности осуществления негласной видеозаписи, установки подслушивающих устройств, делающих методы оперативно-розыскной работы достоянием самого широкого круга людей.
Все это значительно усложняет борьбу с преступностью.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.