Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Вы и полиция / Прослушивание телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров заключается в совокупности действий по конспиративному слуховому контролю переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, и, как правило, в их фиксации с помощью звукозаписывающих технических средств с целью обнаружить сведения о преступной деятельности лица - объекта оперативной заинтересованности, выявить его связи и получить иную информацию, способствующую решению конкретных задач ОРД.

прослушивание переговоров

В начале 90-х годов прошлого века правоохранительным органам была предоставлена законная возможность прослушивания телефонных и иных переговоров.

Прослушивание телефонных переговоров заключается в совокупности действий по конспиративному слуховому контролю переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, и, как правило, в их фиксации с помощью звукозаписывающих технических средств с целью обнаружить сведения о преступной деятельности лица - объекта оперативной заинтересованности, выявить его связи и получить иную информацию, способствующую решению конкретных задач ОРД.

Для осуществления прослушивания телефонных переговоров необходимо соблюдение ряда условий.

Вначале прослушивание переговоров проводилось только с санкции прокурора по мотивированному постановлению руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД).

В настоящее время данное оперативно-розыскное мероприятие (далее - ОРМ), ограничивающее конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, производится только на основании судебного решения.

Для того чтобы суд разрешил прослушивание телефонных переговоров, необходимо наличие специальной информации об объектах ОРД, перечисленных в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) - о преступлении, его участниках, разыскиваемых лицах, а также наличие информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (подробнее см. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и основания проведения).

При этом проведение рассматриваемого ОРМ допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Читайте также:  К вопросу о практике "раскрытия" преступлений и причинах недоверия граждан правоохранительным органам и судам

Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона об ОРД прослушивание переговоров, если оно сопряжено с подключением к стационарной аппаратуре учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, юридических и физических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В экстренных случаях при наличии обстоятельств, которые не терпят промедления и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, прослушивание телефонных переговоров проводится без судебного решения по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

При этом о начале проведения данного оперативно-розыскного мероприятия или об уже проведенном мероприятии суд (судья) должен быть уведомлен в течение 24 часов. Суд не позднее 48 часов проверяет законность и обоснованность проведения прослушивания телефонных переговоров. Если разрешения суда в указанный срок не получено, орган осуществляющий прослушивание телефонных переговоров, должен прекратить его проведение.

Срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении прослушивания телефонных переговоров исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении.

Дополнительными условиями, характерными для экстренного проведения прослушивания телефонных переговоров, согласно части 4 статьи 8 Закона об ОРД является наличие:

  • угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;
  • заявления или письменного согласия таких лиц на прослушивание телефонных переговоров.
Читайте также:  Понятие и легализация результатов оперативно-розыскной деятельности

Полученные в ходе прослушивания телефонных переговоров данные оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения. Однако результаты могут быть оформлены и справкой (справкой-меморандумом), актом сотрудника оперативного подразделения с приложением звукозаписи (если она велась). В оперативно-служебных документах фиксируется: время и место прослушивания; средства звукозаписи (с указанием технических характеристик); содержание фонограммы и др. К рапорту могут прилагаться фонограммы переговоров и прочие технические носители информации. Фонограмма полностью (без изъятия и монтажа звукозаписи) приобщается к итоговому оперативно-служебному документу и представляется инициатору задания в опечатанном виде.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Порядок передачи результатов прослушивания телефонных переговоров заинтересованным должностным лицам регламентируется специальной Инструкцией «О порядке передачи результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной приказами ведомств, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскные мероприятия.

Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.