Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан. В народе таких граждан называют по-разному: осведомители, стукачи, информаторы и т.д. Сотрудники полиции - упоминают их не иначе, как источники, агенты, негласные сотрудники, конфиденты. Однако в мире нет ни одной правоохранительной структуры, которая может выполнять свои задачи без этих людей.
В данной статье рассмотрен вопрос о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД). В народе таких граждан называют по-разному: осведомители, стукачи, информаторы и т.д. Сотрудники полиции - упоминают их не иначе, как источники, агенты, негласные сотрудники, конфиденты. Однако в мире нет ни одной правоохранительной структуры, которая может выполнять свои задачи без этих людей.
Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан.
Предписания статьи 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) позволяют отдельным физическим лицам реализовать конституционное право на защиту от преступных посягательств одним из законных способов - оказанием содействия оперативно-розыскным органам на гласной, негласной или конфиденциальной основе. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Как уже отмечалось выше, решение данного вопроса - прерогатива органов, осуществляющих ОРД. Следовательно, реализация права граждан на содействие оперативно-розыскным органам в решении задач оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.
Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить от сотрудника оперативного подразделения. Однако решение о нем должно принять само привлекаемое лицо. Причем, для получения у любого лица согласия, оперативно-розыскные органы не вправе использовать физическое или психологическое принуждение.
Лицом, привлекаемым к сотрудничеству с правоохранительными органами, может быть всякий дееспособный человек, предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу или иным образом участвующий в решении задач ОРД.
Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).
Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Однако, несмотря на участие лица в подготовке и проведении ОРМ на гласной основе, содержание конкретного ОРМ должно носить скрытый характер. В противном случае будет нарушен принцип конспирации, а, следовательно, и оперативности, вследствие чего лицо, подозреваемое в совершении преступления, может принять адекватные меры со своей стороны, затрудняющие поиск доказательств и установление истины по конкретному делу. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в статье 6 Закона об ОРД.
Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или через посредника.
Сотрудничество на конфиденциальной основе устанавливается при условии выраженного желания гражданина оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, в решении стоящих перед ними задач. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению ни при каких обстоятельствах, если на это не дадут согласия, причем письменного, сами конфиденты. Данное условие обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами соответствующих органов.
Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. Федеральное законодательство не устанавливает какой-либо формы, следовательно, она может быть любая. На практике применяются три формы правового оформления такого сотрудничества, а именно - устная договоренность, акт одностороннего волеизъявления гражданина в виде соответствующей расписки (подписки о сотрудничестве) и контракт.
Устная договоренность должна применяться как исключение в случае, если другие формы в конкретной обстановке невозможны или неуместны. Контракт в отличие от расписки, односторонне фиксирующей лишь обязательства гражданина, подразумевает взаимные обязательства, в том числе и государства, перед гражданином, закрепленные в письменной форме. Контракт повышает взаимные гарантии сторон, фиксируя их ответственность за невыполнение обязательств. Контракт позволяет более полно, детально закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества.
При этом контракты о сотрудничестве органы, осуществляющие ОРД, могут заключать с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими ОРД, по контракту означает, что эти лица ведут по заданиям уполномоченных органов активную разведывательно-поисковую деятельность, причем получение за это вознаграждений и других выплат является для них одним из источников существования. Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе – длительность и устойчивость отношений между гражданином и органом, осуществляющим ОРД.
Контракт - это договор между соответствующим оперативным подразделением и конкретным совершеннолетним дееспособным гражданином со взаимными обязательствами, возникающими в связи и по поводу необходимости реализации целей ОРД и решения ее задач. Кроме сведений о договаривающихся сторонах в контракте указывается срок, на который его заключают, а также основания, условия и порядок продления сроков его действия.
В общих положениях контракта указывается, какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач ОРД. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств гражданина, реальных возможностей участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
В контракте также отражают вид, размер и порядок выплаты вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств. В контракте запрещается излагать сведения, относящиеся к государственной тайне.
Содержание контракта должно быть понятно и недвусмысленно изложено. Он вступает в силу с момента подписания обеими сторонами, если иное не указано в тексте контракта.
Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются:
- разглашение конфидентом сведений о конфиденциальном сотрудничестве;
- утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- приобретение конфидентом статуса народного депутата, судьи, прокурора, адвоката, священнослужителя или полномочного представителя официально зарегистрированного религиозного объединения;
- совершение конфидентом преступления (в частности, вступление конфидента в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и сокрытии преступления);
- использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;
- разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженное с нанесением ущерба оперативно-розыскной деятельности;
- умышленное предоставление заведомо ложной информации;
- сокрытие оперативно значимой информации или ее умышленное искажение;
- уклонение от сотрудничества в различной форме;
- грубое нарушение требований конспирации, чреватое расшифровкой конфиденциального сотрудничества;
- другие нарушения условий контракта о конфиденциальном сотрудничестве;
- неудовлетворительное состояние здоровья.
Возможно включение в контракт и других оснований его расторжения.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что органам, осуществляющим ОРД, запрещено использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц: депутатами (с выборными представителями законодательной власти всех уровней), судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Однако важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с указанной категорией лиц не исключается полностью. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона об ОРД оно возможно, но лишь на бесконтрактной основе.
Причины сотрудничества с оперативно-розыскным органом могут быть различными (исполнение общественного и гражданского долга, связанное с желанием бороться с преступностью, месть, корысть, жажда тайной власти, самоутверждение, романтизм, материальная и иная заинтересованность и проч.). Однако любой мотив сотрудничества должен сочетаться у лица с осознанием принципиальной возможности отказаться от оказания помощи оперативно-розыскному органу.
Исходя из результативности деятельности конфидентов органы, осуществляющие ОРД, могут сотрудничать с ними на безвозмездной либо возмездной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой-либо оплаты за негласные услуги, которые лицо оказывает оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином.
Для лица, изъявившего желание оказывать содействие в осуществлении ОРД на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности. Первая состоит в том, что лицо обязано сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ; вторая его обязанность - не предоставлять заведомо ложную информацию.
В настоящее время органам, осуществляющим ОРД, содействие в получении оперативно значимой информации оказывают следующие категории конфидентов:
- доверенные лица. Суть доверенных отношений между оперативным сотрудником и доверенным лицом состоит в том, что характер и содержание обоюдополучаемой информации остается секретом для окружающих, однако, сам факт контакта между данными лицами может не скрываться;
- агенты - лица, оказывающие на конфиденциальной основе непосредственное содействие оперативно-розыскному органу в достижении целей ОРД и решении ее задач, как правило, путем представления оперативно значимой информации.
- резиденты - лица, оказывающие на конфиденциальной основе содействие оперативно-розыскному органу в достижении цели оперативно-розыскной деятельности и решении ее задач путем руководства лицами, оказывающими конфиденциальное содействие (агентами).
Существуют и другие категории лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД. Их функции являются вспомогательными, т.е. направленными на более эффективную организацию работы данных органов с вышеуказанными категориями конфидентов. К ним относятся, например, содержатели явочных мест, агенты-связники.
Каждый орган, уполномоченный на осуществление ОРД, работу с лицами, оказывающими содействие, строит на основе ведомственных нормативных актов, содержание которых составляет государственную тайну.
Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
Социальная и правовая защита граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе предусмотрена статьей 18 Закона об ОРД.
Правовая защита предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите (часть 7 статьи 18 Закона об ОРД). Ведомственными нормативными актами указанных органов предусмотрен ряд специальных мер по защите таких лиц, в случае возникновения угроз их жизни, здоровью, собственности. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий.
Часть 4 статьи 18 Закона об ОРД устанавливает также возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в раскрытии преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Это предписание, прежде всего, вытекает из требований института деятельного раскаяния, который закреплен в уголовном (статья 75 УК РФ), уголовно-процессуальном законодательстве (статья 28 УПК РФ).
Лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно статьи 19 Закона об ОРД выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются (часть 5 статьи 18 Закона об ОРД). Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж (часть 6 статьи 18 Закона об ОРД). При этом оформление трудового стажа и пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с органами, осуществляющим ОРД. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами таких органов.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа, осуществляющего ОРД, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативным подразделением, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (части 8 и 9 статьи 18 Закона об ОРД).
Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам, осуществляющим ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии ряда оснований:
- если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе.
- гибель, травма, ранение, контузия и увечье наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ. Между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимыми с его участием оперативно-розыскными мероприятиями, перечисленными в статье 6 Закона, или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов, осуществляющих ОРД, должна существовать причинно-следственная связь, нашедшая документальное отражение в соответствующих делах оперативного учета.
Оформление указанных выплат и пенсий лежит на органе, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.
Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, выражается не только в обязательствах, но и в гарантии выполнения государством этих обязательств.
Гарантия государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий:
- при содействии органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по контракту;
- только при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности или нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной и правовой защите;
- при возникновении реальной, а не мнимой, угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким.
Необходимо также иметь в виду, что на лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на бесконтрактной основе, Законом об ОРД гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются. Однако это не освобождает оперативно-розыскные органы от выполнения взятых на себя обязательств перед такими лицами.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.