Проверка заявлений и сообщений о преступлении (доследственная проверка)
Как отмечалось в предыдущих публикациях, информация, содержащаяся в сообщении (заявлении) о преступлении сама по себе, не является достаточной для возбуждения уголовного дела.
До тех пор, пока сотрудники правоохранительных органов не проверят эту информацию, они, как правило, не могут сделать вывод о наличии признаков преступления, а значит и о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. Другими словами, необходимо ответить на вопрос: имело на самом деле место событие преступления?
Поэтому принятие законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела по признакам того или иного преступления, в большинстве случаев невозможно без получения дополнительной информации.
С этой целью проводится предварительная проверка, или, как ее еще называют – доследственная проверка заявлений и сообщений о преступлениях.
Одним из первых развернутое определение предварительной проверки дал Н.Г. Шурухнов. По его мнению, «предварительная проверка – это основанная на законе и подзаконных актах деятельность уполномоченных уголовно-процессуальным законодательством компетентных государственных органов и должностных лиц, направленная на сбор дополнительных сведений (материалов), характеризующих проверяемое событие, которые необходимы для принятия законного и обоснованного процессуального решения по поступившему заявлению или сообщению о преступлении»[1].
Деятельность лиц, осуществляющих предварительное следствие и дознание, по проверке сообщений о преступлении заключается, прежде всего, в проверке типичных версий, т.е. в выяснении вопроса: что произошло?
Так, например, если в дежурную часть поступило сообщение об обнаружении трупа человека, сам по себе данный факт не может являться основанием для возбуждения уголовного дела. Необходимо провести проверку и установить, что на самом деле произошло – убийство, самоубийство, несчастный случай или естественная смерть.
В случае подтверждения общей типовой версии о том, что смерть потерпевшего все-таки наступила в результате убийства, необходимо будет выдвинуть и проверить частные версии не только о месте его совершения, о способе причинения смерти и других обстоятельствах, имеющих для расследования произошедшего события. Однако проверка этих версий в полном объеме, как правило, осуществляется в ходе расследования преступления после возбуждения уголовного дела.
С целью проверки заявлений и сообщений о преступлении законодатель наделил должностных лиц правоохранительных органов правом осуществлять следующие проверочные действия (ч. 1 ст. 144 УПК РФ):
- получать объяснения, т.е. производить опрос граждан;
- получать образцы для сравнительного исследования;
- истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ (по всей видимости, речь идет о следственном действии – выемка); назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок. Однако, если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению;
- производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование;
- требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов;
- давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий
В следующих статьях проблемы, связанные с проведением некоторых из этих мероприятий будут рассмотрены подробнее.
Если сообщение о преступлении распространено в средствах массовой информации, согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ его проверку проводят:
- по поручению прокурора орган дознания;
- по поручению руководителя следственного органа следователь.
При этом редакция или главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания, имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении. Однако данные о лице, предоставившем указанную информацию, могут быть переданы только в том случае, если это лицо не поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Следует согласиться с Н.Г. Шурухновым, который считает, что при всем многообразии условий, возникающих при проведении предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении, она должна отвечать ряду общетактических требований, которые позволяют более успешно решать поставленные задачи.
К числу таких требований он относит:
- Планирование проведения предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях;
- Взаимодействие следователя с органом дознания при проверке первичных данных о преступлениях;
- Ограничение предварительной проверки наименьшим числом проверочных действий;
- Использование тактических приемов при проведении проверочных действий;
- Недопустимость разглашения данных предварительной проверки [2].
Вместе с тем, говорить о том, что предварительная проверка должна проводиться во всех без исключения случаях нельзя, так как ее проведение без надобности, прежде всего, отрицательно сказывается на последующем расследовании преступления. В связи с этим, вполне справедливо высказывание С.В. Бородина, который отмечает, что «предварительная проверка не должна проводиться при наличии данных, прямо указывающих на признаки преступления. В таких случаях она фактически подменяет расследование, приводит к утрате возможности сбора и закрепления доказательств в порядке, установленном процессуальным законом»[3].
Права участников предварительной проверки заявлений и сообщений
Статья 144 УПК РФ закрепляет не только права сотрудников правоохранительных органов при проведении проверочных действий, направленных на получение оснований для возбуждения уголовного дела, но наделяет правами и других лиц, участвующих в производстве процессуальных действий, осуществляемых в ходе такой проверки. Часть 2 данной статьи закрепляет следующие положения:
- лицам, участвующим в проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы. В частности, им разъясняется следующие права:
- не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, закрепленное ст. 51 Конституции РФ. Круг этих лиц определен п. 4 ст. 5 УПК РФ (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);
- пользоваться помощью адвоката
- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.
При этом участники процессуальных действий, проводимых в ходе доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлении, могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.
При необходимости обеспечить безопасность участника досудебного производства, в том числе при приеме сообщения о преступлении, применяется положение ч. 9 ст. 166 УПК РФ, т.е. такое лицо участвует в процессуальных проверочных действиях «под псевдонимом».
Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения в случае возбуждения уголовного дела могут быть использованы в качестве доказательств.
Сроки проверки заявлений и сообщений о преступлении
По общему правилу, сотрудник, которому поручено проведение доследственной проверки заявления или сообщения о преступлении обязаны принять, проверить и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения (ч. 1 ст. ст. 144 УПК РФ).
Вместе с тем, руководитель следственного органа либо начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить этот срок до 10 суток. А при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
В любом случае предварительную проверку необходимо проводить как можно быстрее. Она не должна подменять собой предварительное следствие; задача предварительной проверки - получение данных о наличии или отсутствии признаков преступления, а не выявление всех его обстоятельств.
К сожалению, по разным причинам не всегда в рамках установленного законом срока представляется возможным закончить проверку и принять обоснованное решение по ее результатам.
Чтобы внешне соблюсти букву закона практика идет по пути вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а затем по его отмене. После отмены постановления о возбуждении срок, установленный статьей 144 УПК РФ, начинают считать заново. Во многих случаях такие постановления выносятся, а затем отменяются неоднократно. В связи с этим общий срок проверки заявлений и сообщений о преступлениях исчисляется месяцами.[4]
По сути, - это манипулирование на уровне руководителей органов дознания и прокуратуры, следствия и руководителей следственного органа сроками проверки сообщений о преступлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что предварительная проверка заявлений (сообщений) о преступлениях должна служить одной из гарантий законного и обоснованного возбуждения уголовного дела. Однако она должна проводится лишь в случае действительной необходимости. Если признаки преступления с достаточной ясностью содержаться в самом заявлении (сообщении) о преступлении, то уголовное дело должно возбуждаться немедленно.
Решения, принимаемые по результатам проверки
Статья 145 УПК РФ устанавливает, что по результатам предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении в зависимости от того, представилось ли возможным установить основания для возбуждения уголовного дела, должно быть принято одно из следующих решений:
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности;
О принятом решении в обязательном порядке должно быть сообщено заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
В каких случаях выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а в каких необходимо его возбуждать? Ответ на этот вопрос – в следующих публикациях.
Литература
- Шурухнов Н.Г. Предварительная проверка заявлений и сообщений о преступлениях. – М., 1985. С. 11.
- См.: там же. С. 32.
- Бородин С.В. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. М., 1970. С. 41.
- Смахтин Е.В. Уголовно-процессуальная деятельность: парадоксы теории и практики // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: материалы междунар. науч. - практ. конф. Вып.8. Тюмень: ТГАМЭУП, 2011.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.