Под сообщением о готовящемся или совершенном преступлении понимается соответствующее сообщение об этом, полученное из иных источников, нежели рассмотренных в предыдущих публикациях (заявление о преступлении и явка с повинной). К «иным источникам» могут быть отнесены сведения, полученные из сообщений СМИ, а также из выявленных следователем, дознавателем, прокурором непосредственно в процессе выполнения своих служебных обязанностей.
Однако практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев иными источникам получения информации о преступлении являются результаты оперативно-розыскной деятельности.
Согласно пункту 4 «Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной Приказом МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 (далее – Инструкция) дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются результаты ОРД, которые могут, в том числе, служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
При этом пункт 7 Инструкции регламентирует порядок, согласно которого результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности (более подробно о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд можно прочитать в статье "Использование результатов оперативно-розыскной деятельности").
Таким образом, поводом для возбуждения уголовного дела может быть сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, содержащееся не только в рапорте об обнаружении признаков преступления, но и в виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.
В данном случае, составление рапорта согласуется с положением статьи 143 Уголовно-процессуального кодекса РФ, тогда как о таком документе, как сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности уголовно-процессуальный закон никаких указаний не содержит. Однако мне до настоящего времени не встретилось ни одного уголовного дела, где находилось только сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности. Как правило, одновременно присутствует и рапорт об обнаружении признаков преступления.
При этом результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 19 Инструкции).
Таким образом, все эти сведения должны быть указаны в рапорте об обнаружении признаков преступления или в сообщении о результатах оперативно-розыскной деятельности.
В частности, при изучении данных документов в материалах уголовного дела я бы рекомендовал обращать внимание на наличие сведений о том, в результате какого именно оперативно-розыскного мероприятия обнаружены признаки преступления.
Это связано с тем, что Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД), предполагает наличие специальных условий для проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия (ст. 8).
Например, в рапорте об обнаружении признаков преступления будет указано, что взяткополучатель задержан в ходе оперативного эксперимента.
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона об ОРД оперативный эксперимент допускается в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого, а также для выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Согласно части 5 данной статьи оперативный эксперимент может проводиться лишь на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
В соответствии со ст. 11 Инструкции при представлении лицу, осуществляющему предварительное следствие или дознание, результатов, полученных при проведении оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществлявшего данной мероприятие.
Если в ходе изучения материалов дела будет установлено отсутствие такого постановления, можно будет сделать вывод о том, что при проведении оперативного эксперимента и представлении его результатов следователю был нарушен Федеральный закон.
Вместе с тем, положение ч.2 ст. 50 Конституции РФ запрещает использовать доказательства, полученные с нарушением федерального закона, а значит, можно ходатайствовать о признании доказательств, сформированных на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, недопустимыми.
Таковы основные поводы для возбуждения уголовного дела. В следующей статье речь пойдет об основаниях для его возбуждения.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.