Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Уголовный процесс / О необходимости использования Интернет-сайтов судов общей юрисдикции с целью формирования правовой культуры в молодежной среде

Как правило, правовое воспитание формируется путем получения юридических знаний (информации) о деятельности правоохранительных органов. Насколько общество информировано о законах, а также о деятельности судов, зависит уровень правовой культуры, выраженное также в эмоциональном отношении к закону и к суду.

правовая культура

Автор: Абдулвалиев А.Ф.

Правовая культура - это правовой режим (качественное состояние правовой организации общества), совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества[1].

Добиться правовой культуры в молодёжной среде возможно путем правового воспитания. Воспитав молодёжь  должным образом, можно добиться обеспечения законности в России и, как следствие, можно достичь определенного правового поведения молодых людей в обществе. Как правило, правовое воспитание формируется путем получения юридических знаний (информации) о деятельности правоохранительных органов.  Насколько общество информировано о законах, а также о деятельности судов, зависит уровень правовой культуры, выраженное также в  эмоциональном отношении к закону и  к суду.

В настоящее время недоверие к судам  обусловлено, прежде всего, в отсутствии достаточной осведомленности (информации) граждан о деятельности судов. Только 16% опрошенных считают себя хорошо информированными о работе судов. Большинство респондентов (82%) отмечают, что знают об этом мало или практически ничего. Наиболее низкий уровень информированности фиксируется среди молодежи 18-24 лет и людей пенсионного возраста.  Основные источники сведений о работе судов - это центральное телевидение (на него указывают 42% опрошенных); общение с друзьями, родственниками, знакомыми (26%); местное телевидение (23%), местная пресса (19%). Меньше тех, кто обращается за информацией о работе судов к центральной прессе (10%); кто пользуется слухами в магазине, на рынке, на транспорте и т.п. Личный опыт обращения в суд в качестве основного источника информации о работе судов отмечают 9% опрошенных, а 5% респондентов сталкиваются с судебной системой по служебной, профессиональной необходимости[2].

Основными источниками получения информации о деятельности правоохранительных органов, например, о деятельности судей, являются средства массовой информации. Однако получить какие-либо объективные и достоверные сведения об их деятельности из нынешних средств массовой информации очень сложно. Сегодня из печатных органов и из телевидения "льётся" много негатива в адрес судебных органов, что ведет к появлению правового нигилизма в обществе, к отрицанию правосудия. Поэтому акцент в правовом воспитании молодёжи необходимо делать на другие официальные источники, такие как: официальные периодические издания (Российская газета, Право и политика, Российская юстиция, Следователь, Уголовное право и т.д.), учебники и монографии учёных, сборники научных трудов и т.п. Но молодёжь всё неохотнее берет в руки книги, отдавая предпочтение компьютерным технологиям и Интернету.

В связи с этим в настоящее время в правовом воспитании молодежи надлежит применять технологии сети Интернет. В частности речь идет о сайтах судов общей юрисдикции.

Большое значение в развитии правосознания граждан играет получение информации о деятельности суда, нормативных актах и практики их применения из Интернет-ресурсов судов общей юрисдикции.   Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы на 2007-2011 годы" предусмотрено  создание 2200 веб-сайтов судов общей  юрисдикции, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах  и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информация об органах судейского сообщества, советов судей и квалификационных коллегий, об  их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения)[3].

Читайте также:  Некоторые аспекты прекращения уголовных дел по нереабилитирующим обстоятельствам

Согласно Положению по созданию и сопровождению официальных Интернет-сайтов судов общей юрисдикции РФ "Интернет-сайты судов общей юрисдикции создаются для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности суда, реализации механизмов доступа к правосудию в условиях информационного общества, создания механизмов информационного взаимодействия с гражданами и гражданским обществом, а также для решения иных задач в области информационной политики судебной власти России"[4].

22 декабря 2008 года был принят Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"[5], который направлен, прежде всего, на обеспечение свободы доступа граждан к информации о судебной деятельности. Федеральным законом  оговорены способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. В соответствии со ст. 6 указанного  Федерального закона подобными способами являются:

  1. присутствие граждан и должностных лиц в открытом судебном заседании;
  2. обнародование информации о деятельности судов в средствах массовой информации;
  3. размещение информации о деятельности судов в сети Интернет;
  4. размещение информации о деятельности  на стендах в судах;
  5. ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;
  6. предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

В статье 14 Федерального закона дан перечень информации, которая может быть размещена в сети Интернет. Это общая информация о суде; информация, связанная с рассмотрением дел в суде; тексты нормативно-правовых актов; данные судебной статистики, информация для граждан и организаций, тексты судебных решений, информации о кадровом обеспечении суда.

Чем информация, содержащаяся  на сайтах судов областного звена, может быть полезна для молодёжи? Во-первых, можно узнать, куда молодой человек может обратиться за восстановлением нарушенных прав. Во-вторых, как правильно и грамотно составить  и направить иск, заявление или жалобу в суд. В-третьих, каков размер государственной пошлины, и каковы банковские реквизиты для уплаты пошлины. В-четвертых, какие преступления совершаются молодыми людьми, и какое наказание назначается молодым людям за совершенные преступления, для того чтобы другим молодым людям неповадно было совершать какие-либо преступления.

Проведенное автором в 2011 году исследование показало, насколько требования, изложенные в ст. 14 Федерального закона, воплощены в жизнь и реализованы на практике. При этом объектом исследования были Интернет-сайты судов областного звена - судов Субъектов РФ, так как именно им (после Верховного Суда РФ) предъявляются основные требования по реализации гласности, открытости и прозрачности правосудия при рассмотрении и разрешении дел.

Так, адреса и телефоны указаны на сайтах всех 83 судов областного звена, информация о структуре суда и о самих судьях содержатся на сайтах 79 судов областного звена. В то же время не на всех сайтах судов отражена должным образом другая информация. Например, сервер с базами данных о движении уголовных дел был недоступен на 8 сайтах судов областного звена, вследствие чего не представилось возможным ознакомление с их судебными решениями. Порядок обжалования для граждан не содержится на сайтах 13 судов областного звена. Порядок ознакомления с материалами дела (в соответствии со ст. 17  Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ"  каждый пользователь вправе ознакомиться с материалами дела, находящейся в архивных фондах) не отражён на сайтах 59 судов областного звена. Кроме того, информация о судебной статистике не отражена на сайтах 55 судов областного звена.

Читайте также:  Казуистичность – проблема современного уголовно-правового и уголовно-процессуального регулирования

Очевидно, что пока не во всех судах реализованы  требования, указанные в ст. 14 Закона. Однако данный факт не означает, что Интернет-сайты судов областного звена не пригодны сейчас для использования в познавательной, правовой и научной деятельности. Наоборот, интерес к подобным сайтам только растет.

Так, за весь 2010 год количество посетителей сайтов судов областного звена составило в среднем 20000-40000 пользователей. При этом необходимо отметить несколько интересных моментов:

  • меньше всего посетителей было в Пензенском областном суде (3277 пользователей), в Суде Чукотского автономного округа (3432 пользователей), в Верховном суде Республики Мордовия (4394 пользователей), в Верховном Суде Чувашской Республики (4880 пользователей), в Верховном Суде Республики Северная Осетия (5260 пользователей), в Верховном суде Чеченской Республики (5431 пользователей), в Суде Еврейской автономной области (7991 пользователей), в Верховном Суде Республики Ингушетия (9004 пользователей);
  • для сравнения сайт Суда Ханты-мансийского автономного округа - Югра посетило 72207 пользователей сети Интернет, а сайт Суда Ямало-ненецкого автономного округа - 29099 пользователей;
  • лидерство по посещаемости сайтов (свыше 100000 посетителей в год) принадлежит трём судам областного звена. Это Волгоградский областной суд (101084 посетителей), Верховный суд Республики Татарстан (130662 посетителя), Верховный суд Республик Башкортостан (131441 посетитель).

Столь низкая посещаемость судов объясняется следующими причинами: некоторые суды областного звена имеют два Интернет-сайта, один из которых не относится к системе ГАС "Правосудие", вследствие чего невозможно выявить общее число посетителей сайтов. Кроме того, низкая посещаемость сайтов объясняется малой численностью населения в указанных регионах, а также слабой компьютеризацией населения. Высокая посещаемость вероятнее всего объясняется наличием мощного административного ресурса и заинтересованностью должностных лиц в посещении данных сайтов.

Если брать в расчет уровень посещаемости судов областного звена за 11 месяцев 2011 года, то получатся следующие интересные цифры:

  • по сравнению с 2010 годом количество посетителей сайтов судов областного звена увеличилось в среднем на 5000-15000 пользователей;
  • меньше всего посетителей также было в Суде Чукотского автономного округа (3849 пользователей), в Пензенском областном суде (7157 пользователей), в Верховном Суде Чеченской Республики (7366 пользователей), в Калининградском областном суде (7780 пользователей), в Верховном Суде Республики Северная Осетия (8800 пользователей), в Архангельском областном суде (8895 пользователей), в Суде Еврейской автономной области (9805 пользователей).
  • для сравнения в 2011 году сайт Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югра посетило 84536 пользователей сети Интернет, а сайт Суда Ямало-Ненецкого автономного округа - 46669 пользователей.
  • лидерство по посещаемости сайтов (свыше 100000 посетителей в год) уже принадлежит одиннадцати судам областного звена. Это Омский областной суд (104440 посетителей), Нижегородский областной суд (106921 посетитель), Краснодарский краевой суд (107064 посетителя), Красноярский краевой суд (116725 посетителей), Самарский областной суд (119980 посетитель), Пермский краевой суд (123921 посетитель), Кемеровский областной суд (140988 посетителей),  Волгоградский областной суд (160485 посетителей), Верховный Суд Республики Татарстан (185488 посетителей), Верховный Суд Республики Башкортостан (187558 посетителей), Санкт-Петербургский городской суд (215670 посетителей)[6].
Читайте также:  Право на доступ к правосудию

Причина низкой посещаемости, как и в 2010 году, кроется в наличии двойных сайтов судов областного звена, слабый рост популяции населения и недостаточный уровень компьютеризации населения. Однако в других регионах наблюдается очень высокая активность пользователей сети Интернет в посещении сайтов судов областного звена. Если в 2010 году лидеров среди судов областного по посещаемости сайтов было всего три, то в 2011 году число лидеров выросло до одиннадцати. На основании этих показателей можно построить прогноз и выдвинуть предположение, что в 2012 году количество лидеров среди судов областного звена по посещаемости сайтов вырастет до 20 судов при условии, что число пользователей этих сайтов будет увеличиваться на 15000-20000 посетителей в год.

Как наглядно показало проведенное исследование, интерес к сайтам судов областного звена растет с каждым годом, подтверждая тем самым значимость этих Интернет-ресурсов для формирования правовой культуры в обществе.  Очевидно, что в случае использования Интернет-сайтов судов областного звена в учебных целях количество посетителей возрастет за счёт студентов и других молодых людей, которые заинтересованы в познании указанной выше информации.

Как средство получения информации о деятельности судов общей юрисдикции сеть Интернет может представлять собой мощный инструмент в правовом воспитании человека. Поэтому следует считать необходимым в дальнейшем применении сети Интернет для развития общества (в том числе и молодёжи) и в формировании в нем правовой культуры.

При этом не стоит забывать, что сеть Интернет, как и атомные технологии, могут быть полезны обществу либо могут оказаться губительным для общества. Вследствие этого необходимо применять в формировании правовой культуры в молодёжной среде только те официальные Интернет-сайты, которые не содержат призывы к  революциям, массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и террора, а направлены на мир, толерантность, правопорядок и законность.

Источники и литература

  1. Самутин Д.С. Правовая культура: элементы и понятие // Общество и право. 2008. №3.
  2. Пресс-выпуск ВЦИОМ №833 «А судьи кто?» / https://www.wciom.ru/archives/thematic-archive.html
  3. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 №583 (ред. от 10.04.2007) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы» // Собрание законодательства РФ, 09.10.2006, № 41, ст. 4248.
  4. «Положение по созданию и сопровождению официальных Интернет-сайтов судов общей юрисдикции российской федерации» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24.11.2004г.) //  https://www.supcourt.ru  
  5. См.: Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ  «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, №52 (ч. 1), ст. 6217.
  6. В данную сводку не включен сайт Московского городского суда, так как он содержит в себе другую программную "начинку", отличную от сайтов, разработанных под систему ГАС "Правосудие". В связи с этим статистика посещаемости на сайте Московского городского суда не ведется.

Опубликовано:   Современное состояние государственной молодежной политики: опыт и проблемы: Материалы Региональной научно-практической конференции / под ред. Исуповой Е.А. - Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2011. С.3-10.


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.