На нынешнем этапе борьбы с терроризмом, когда использование военных акций становится затруднительным, на передний план выходят проблемы размывания благоприятной для терроризма почвы. Это означает, что международное сотрудничество становится особенно важным. В центр внимания мирового сообщества встают вопросы выработки такой политики, которая учитывала бы все факторы, влияющие на живучесть терроризма. В этом плане исключительную важность приобретает работа по перекрытию каналов финансирования международных террористических организаций, выявлению источников денег, которыми оплачиваются закупки оружия и взрывчатых веществ, работа по подготовке и проведению актов террора.
Автор: Байсагатова Д.Б.
Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:
- международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлющий характер;
- безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом [1 с.68].
Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области. Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений [1, с.69].
Анализ деятельности антитеррористической коалиции показывает, что баланс успехов и неудач в борьбе с международным терроризмом складывается с отрицательным знаком. К достижениям можно отнести то, что ряд руководителей «Аль-Каиды» и других террористических организаций ликвидированы. Свержение режима «Талибан» лишило «Аль-Каиду» инфраструктуры, использовавшейся для подготовки террористов, устранило опасность распространения деятельности исламистских вооруженных формирований в Центральной Азии. Это могло привести к расширению плацдарма международного терроризма, создало бы серьезную угрозу интересам России, Китая, Индии, а затем Европы и Америки.
Вместе с тем международная террористическая сеть продемонстрировала способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Используя факт оккупации Ирака и унижения мусульман, идеологи исламского терроризма сумели перенести террористическую деятельность на территорию страны, на которой во времена правления Саддама Хусейна не было зарегистрировано ни одной террористической группы. Вторжение американцев в эту страну было использовано «Аль-Каидой» для заявлений о том, что война западных стран с терроризмом является войной с исламом.
Беспрецедентные меры безопасности, принятые в США, позволили избежать повторных террористических атак на эту страну, однако международным террористам удалось значительно активизировать свою деятельность на Ближнем Востоке, Южной и Юго-Восточной Азии, расширить географию террора за счет организации террористических актов в Европе, Африке, России, Турции.
Стало очевидным, что военными методами решить проблему международного терроризма не удастся. Сначала это осознание пришло к политикам и аналитикам, которые все чаще стали подчеркивать, что терроризм не может быть отделен от исторического, политического, социального контекста. Поэтому с ним надо бороться с применением самых разнообразных мер, нежели как это делают американцы. По мере того, как США стали все глубже увязать в Ираке и им не удавалось обеспечить элементарный порядок в стране и безопасность ее граждан, высшему военному руководству становилось очевидной неэффективность использования армии в борьбе с террористами [2, с.280].
Эксперты по проблеме терроризма все больше склоняются к мысли о том, что широкомасштабные военные операции против террористических организаций не будут приоритетным средством сдерживания этой угрозы в будущем. Конечно, не исключается возможность использования военных методов, но это будут точечные военные операции, когда возникнет необходимость блокировать территорию, уничтожить военную инфраструктуру террористической организации.
Информацию о местонахождении баз террористов, мест их обитания в городах, структуре террористической группы, ее персональном составе, источниках финансирования, каналах поставки оружия и боеприпасов и т.д. добывают специальные службы. Их роль в борьбе с международным терроризмом постоянно возрастает. Главной функцией спецслужб является постоянный мониторинг деятельности террористов, нанесение упреждающих ударов по организации, преследующих цель парализовать ее активность. Используя самые современные средства сбора информации, а также агентурные сведения, спецслужбы планируют и осуществляют захват, убийство ключевых фигур террористических групп. Их информация используется правоохранительными органами в криминальном преследовании террористов.
Деятельность специальных служб является важным фактором сдерживания террористической деятельности и снижения уровня насилия в обществе. В последнее время усилилась работа по координации работы национальных спецслужб с их коллегами из других стран. Они снабжают друг друга ценной информацией, «сопровождают» членов террористических групп во время их передвижения по миру, обмениваются опытом борьбы с различными видами терроризма. К сожалению, спецслужбам не удалось добиться существенного перелома в решении задачи по предотвращению готовящихся террористических акций. Хотя некоторые успехи в этом деле налицо, однако, все же чаще они идут по следам уже совершенных преступлений, участвуя в освобождении заложников, поиске скрывшихся террористов.
Опытом борьбы с террором обладают специальные службы тех стран, на территории которых длительное время действовали или продолжают действовать террористические организации. Это, в первую очередь, Великобритания, Испания, Израиль. Но этот опыт не был востребован другими государствами до тех пор, пока они не столкнулись с реальной угрозой международного терроризма.
До этого их спецслужбы были в основном ориентированы на противодействие криминальным структурам, действиям одиночных преступников, психически ненормальных людей, которые время от времени совершали захваты самолетов, автобусов, зданий, требуя денег, освобождения подельников, беспрепятственного выезда за границу и т.п.
При всем внешнем сходстве подобных уголовных преступлений с насилием, к которому прибегают террористы, это разные вещи. Террористы более последовательны, настойчивы, изощренны. Они лучше подготовлены к проведению операций, обладают значительно более современным арсеналом средств для проведения актов насилия, нежели криминальные структуры. Поэтому и бороться против террористической угрозы необходимо по-другому.
Теперь, когда ни одна страна не застрахована от террористических атак, независимо от того, действует на ее территории террористическая организация или нет, опыт борьбы с терроризмом, накопленный в других странах, оказался востребованным. Эксперты из разных стран все чаще говорят о том, что должны быть созданы особые подразделения, которые будут нацелены исключительно на борьбу с терроризмом. Они должны состоять из специалистов, знающих военное дело, обладающих умением использования специальных методов. Эти формирования должны быть компактными по численности, обладать мобильными средствами для молниеносной переброски в любую самую труднодоступную и отдаленную часть страны. Они должны быть «натасканными» на борьбу против «городских» террористов, что означает доскональное знание приемов, тактики, используемой ими. Но самое главное, спецслужбы должны ориентироваться в своей работе на предупреждение или упреждение террористических актов. Чтобы добиться решения этой задачи, они должны обладать исчерпывающей информацией о террористической организации: ее структуре, численном составе, целях, используемой тактике, ее особенностях. А это требует узкой специализации, концентрации внимания подразделений только на антитеррористической борьбе.
Военные и специальные методы борьбы с терроризмом обычно используются для разрушения организационной структуры террористической группы, уничтожения лагерей и баз, где происходит подготовка террористов, ликвидации ее руководящего ядра, в которое входят оперативники и идеологи. Но, как показала практика, одних этих мер явно недостаточно, чтобы справиться с этой проблемой. На место уничтоженных или схваченных террористов приходят новые люди, которые действуют еще более жестоко, изобретательно и активно.
Уроки антитеррористической кампании развеяли иллюзии о том, что исключительно военными средствами можно решить эту проблему. Использование военной силы эффективно лишь в случаях, когда атакуется территория, на которой размещаются базы и лагеря террористов. Но как только террористы растворяются среди населения, военные удары перестают приносить пользу. В этом случае на первый план выходят «мягкие» методы противодействия терроризму, состоящие в устранении корней терроризма: внешних и внутренних, политических и экономических, социальных и культурных.
Политические и экономические меры борьбы с терроризмом. Террористы выражают ценности и верования определенного числа людей. Поэтому уничтожение террористических организаций не будет означать конца терроризма. Для того, чтобы искоренить это зло, следует, в первую очередь, устранять политические, социальные и культурные причины, беспокоящие людей. Это приведет к значительному сокращению социальной базы, из которой террористы черпают своих сторонников. Для этого требуется принятия политической стратегии борьбы с терроризмом. Название политическая не означает, что в ней должны быть задействованы только политические меры. Меры должны быть самыми разнообразными: экономическими, организационными, образовательными, информационными, культурными, но приводить к реальным изменениям во взглядах, настроениях, интересах, а, в конечном счете, ценностях людей. То есть они должны иметь далеко идущие политические последствия. Такая политическая стратегия должна учитывать уроки борьбы с международным терроризмом в Афганистане и Ираке, где доминировали военные средства противодействия. Сегодня на первый план выходят долговременные и фундаментальные вопросы, такие как права людей, их экономическое благополучие, уважение к их религиозным чувствам, национальной культуре. Решить их непросто, поэтому нынешний этап борьбы будет длительным и трудным.
В первую очередь необходимо знать мотивацию людей, поддерживающих террористов. Этих мотивов несколько. Во-первых, в тех странах, где легальная деятельность оппозиции запрещена, террористические организации рассматриваются населением как единственный защитник их интересов, борец за их права. Во-вторых, террористы выступают выразителями политических устремлений национальных меньшинств, права которых ущемляются властью. В-третьих, они борются против оккупации страны вооруженными силами иностранных государств. В-четвертых, выступают защитниками национальной культуры, традиций, ценностей, религии перед лицом культурной экспансии из-за рубежа. То есть террористы рассматриваются населением как защитники обездоленных, униженных и потому поддерживаются ими самыми различными способами.
Как показывает опыт, труднее всего остановить террористическую кампанию, базирующуюся на этнических проблемах, так как она имеет более широкую поддержку у населения, чем та, которая эксплуатирует чисто политические требования. На правительствах лежит ответственность за нерешенность проблем, которые приводят к возникновению насильственных конфликтов в обществе. Когда напряжение возрастает, они должны демонстрировать свое стремление к их разрешению или хотя бы первоначально к их смягчению, чтобы предотвратить насилие [2, с.285].
При противодействии международному терроризму главным условием успеха в борьбе с ним является налаживание тесного сотрудничества между странами, координация деятельности их структур, на которые возложена задача по сдерживанию терроризма. То есть, если терроризм международный, то и противодействовать ему следует объединенными усилиями заинтересованных государств.
Примером такой кооперации могут служить действия антитеррористической коалиции, сформировавшейся быстро и по доброй воле стран после 11 сентября 2001 года. В операции по уничтожению террористических баз в Афганистане и свержению реакционного режима Талибан прямо или косвенно приняли участие десятки стран Европы, Америки, Азии, Океании. Одни страны направили свои воинские контингенты, другие предоставили свою территорию для размещения войск коалиции, участвовавших в операции, третьи открыли свое воздушное пространство для пролета военно-транспортных самолетов, обеспечивавших снабжение войск, четвертые поделились имеющейся у них разведывательной информацией о противнике. Все это имело решающее значение в быстром разгроме подразделений движения Талибан и террористов, разрушении их военно-тренировочных баз.
На нынешнем этапе борьбы с терроризмом, когда использование военных акций становится затруднительным, на передний план выходят проблемы размывания благоприятной для терроризма почвы. Это означает, что международное сотрудничество становится особенно важным. В центр внимания мирового сообщества встают вопросы выработки такой политики, которая учитывала бы все факторы, влияющие на живучесть терроризма. В этом плане исключительную важность приобретает работа по перекрытию каналов финансирования международных террористических организаций, выявлению источников денег, которыми оплачиваются закупки оружия и взрывчатых веществ, работа по подготовке и проведению актов террора.
На сегодняшний день эксперты выделяют следующие каналы финансирования международной террористической деятельности.
Во-первых, часть денег поступает от состоятельных людей, симпатизирующих террористам. Они занимаются легальным бизнесом, имеют собственные компании со счетами, размещенными в крупнейших финансовых центрах мира. Они вполне законно перечисляют средства на счета различных разрешенных организаций, созданных для защиты прав тех или иных этнических групп или религиозных общностей. Эти организации проводят различные шумные акции и утверждают, что полученные ими средства потрачены на их организацию. На самом деле на это они тратят часть денег, а остальная попадает прямо в руки к террористам.
Во-вторых, международные террористы получают деньги от различных благотворительных фондов. Большинство из них созданы на нефтедоллары и существуют в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока. В частности, в Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах. Эти деньги направляются преимущественно исламским террористическим группам, ведущим борьбу за установление в своих странах исламского законодательства.
В-третьих, финансовые средства, получаемые от различных фондов, созданных за счет незаконной деятельности - наркоторговли, контрабанды оружия, цветных и редкоземельных металлов, незаконной торговли бриллиантами.
В-четвертых, деньги, получаемые из фондов, существующих за счет отчислений от легитимной экономической деятельности, например, торговли йеменским медом. Эта торговля используется также для маскировки транспортировки наркотиков, оружия, оперативников.
В-пятых, средства из законно созданных фондов, за счет нормальной благотворительности, предназначенные для определенных целей, направляются на террористическую деятельность. Причем руководители фондов зачастую и не подозревают о том, что деньги идут не по адресу.
В-шестых, террористы используют глобальную финансовую систему для накопления и распространения средств.
В-седьмых, используется неформальная международная система «хавала», распространенная в мусульманских странах. Она построена на доверии дилеров и осуществляет финансовые операции без их фиксации на бумаге. Эта система очень удобна для террористов, передвигающихся через границы государств. Не нужно возить с собой большие суммы денег, необходимые для проведения террористической акции, не нужно снимать деньги со счетов в банках и оставлять тем самым «следы». Достаточно запомнить или записать комбинацию из нескольких цифр и, приехав в страну назначения, прийти по указанному адресу и сообщить эту комбинацию. Здесь же на месте будет выдана требуемая сумма.
Существуют и другие каналы финансирования международных террористических организаций, например, путем использования специальных курьеров, доставляющих деньги от спонсоров к террористам. В последнее время работники спецслужб собрали достаточно много информации о каналах финансирования террористической деятельности. Однако многое еще остается неясным. К примеру, все еще непонятно, каким образом финансируется «Аль-Каида», сколько средств она получает, где их тратит. Международное сообщество смогло перекрыть ряд каналов финансирования, но остановить переток средств в руки террористов оказалось неспособным.
Причин такого положения много. Среди них сложная система передвижения денег, смешение легитимных и скрытых каналов финансирования, проблемы международного сотрудничества в этом деле. Возможности финансовых институтов сдержать финансирование террористических групп оказались недостаточными. Банковские специалисты заявляют, что невозможно через банковскую систему отслеживать и блокировать передвижение средств, так как отсутствуют критерии, по которым можно отличить деньги для террора среди миллионов ежедневных банковских операций.
К тому же террористы приспосабливаются к мерам, предпринимаемым против них, и находят новые и более изощренные пути получения и передвижения денег. При этом все более широко используются нетрадиционные способы получения денег на месте подготовки террористического акта, не требующих предъявления каких-либо документов.
Технические проблемы, затрудняющие выявление «террористических» денег, усугубляются причинами политическими. Целый ряд стран с неразвитой финансовой системой не имеют механизмов выявления грязных денег. Группа государств, обладающих подобными механизмами, по разным причинам недостаточно усердна в выявлении подозрительных передвижений денег. Одной из таких причин является нежелание стран терять финансовые поступления от вращения денег в их банковской системе и им мало дела до того, какого происхождения эти деньги.
Сложности с перекрытием источников финансирования современного терроризма показывают, какой трудной будет борьба с этой угрозой. Ее конечный успех зависит не только от настойчивости, последовательности действий международного сообщества, но и от правильного выбора инструментов, определения приоритетных задач, выделения достаточных ресурсов для их реализации. Должна быть сформулирована стратегия противодействия терроризму. Существуют различные суждения относительно того, какие меры она должна включать в себя. Среди экспертов есть сторонники использования исключительно силовых методов. Это, по большей части, военные или работники спецслужб. Есть и те, кто отдает предпочтение только политическим и социально-экономическим мерам. Однако большинство специалистов уверены в необходимости комбинирования силовых и мягких методов борьбы, исходя из конкретной ситуации. По их мнению, ключевыми элементами такой стратегии являются:
- военные и специальные операции, направленные на уменьшение потенциала террористических групп, путем разрушения их баз, ликвидации оперативного звена;
- эффективная экономическая помощь слаборазвитым странам, смысл которой состоит в укреплении рыночных институтов, улучшении управления экономическими процессами, создании новых рабочих мест. Самостоятельно справиться с этими задачами развивающиеся страны не в состоянии, так как у них уже длительное время отсутствует экономический рост;
- развитие образовательной системы, создание учебных заведений, где молодежь могла бы получать знания, необходимые для ориентации в нынешних условиях, и навыки работы с современной техникой, в первую очередь в сфере информационных технологий и коммуникаций. Нехватка общеобразовательных школ в мусульманских странах, находящихся на государственном обеспечении, вынуждает родителей отдавать детей в религиозные школы. Нередко там они знакомятся с радикальной идеологией исламистов;
- либерализация политических систем, разрешение оппозиции действовать легально, демократизация жизни обществ.
Миллиарды долларов потрачены на сегодняшний день на проведение военных и специальных операций против международного терроризма, укрепление внутренней безопасности государств, предупреждение террористических актов. Но всех этих усилий оказалось недостаточно, чтобы остановить террористов. Поэтому основное внимание сегодня должно быть уделено выяснению корней терроризма, мотивов, которыми руководствуются те, кто вступает на террористический путь [2, с.294].
Итак, современный терроризм приобрел массовый характер, имеет организованную структуру, собственную финансовую систему и экстерриториальные штаб-квартиры, координирующие деятельность многих, на первый взгляд, совершенно разных по задачам и целям террористических организаций. И совершенно очевидно, что раз уж мы признаем международный, интернациональный характер современного терроризма и экстремизма, то мы также должны признать эффективность только и именно международной координации в борьбе с этими явлениями, представляющими угрозу для региональной и глобальной безопасности мирового сообщества.
Координация борьбы с терроризмом ведется уже достаточно давно на международном уровне и, уже можно констатировать, что в мире на сегодня накоплен существенный опыт противодействия терроризму. Из всего этого богатого опыта в то же время полезно и можно вычленить несколько основных стратегий антитеррористической борьбы мирового сообщества с террористическим Интернационалом. Это ведение долгосрочной, силовой борьбы с терроризмом в наиболее вероятных очагах его распространения. Это противодействие терроризму и иным негативным социальным явлениям через создание единого пространства безопасности, что достигается путем глубокой социально- экономической, политической интеграции и построения специальных континентальных институтов безопасности. Это создание эшелонированной системы безопасности, то есть нахождение оптимальной комбинации структур и национальных систем обеспечения безопасности, укрепление взаимосвязи и взаимозависимости между этими системами. Это формирование устойчивых диалоговых форм между странами, где отмечается повышенная террористическая активность. Это самая сложная стратегия, и на сегодняшний день об этом, как о сформировавшемся подходе, говорить не приходится. Можно вести речь лишь о процессе формирования таких структур [3, с.41].
Таким образом, за последнее десятилетие уровень международного терроризма и экстремизма приняло угрожающие масштабы, все больше стран мирового сообщества осознает важность данной проблемы и концентрирует усилия на его предотвращении и раскрытии каналов финансирования, совместная работа национальных правительств ведется как на региональных, так и в международных аспектах.
Литература
- Живарев В.Е. Международное право: Конспект лекций. МИЭМП. – М.: 2004.- 96 с.
- Панкова Л.Н., Тарануха Ю.В. Профилактика (предупреждение) экстремизма и терроризма. Методическое пособие для пропагандистов. – М.: Университетская книга, 2010. – 312 с.
- Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы: «Атамура», 2003. - 240 с.
Опубликовано: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях». Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013). Выпуск 10. Часть 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.