Анализ состояния преступности в сфере легализации (отмывании) денежных средств либо иного имущества, приобретенных преступным путем, в Республике Таджикистан

Сидоров А.С. Внимание! Обращайте внимание на действующую редакцию законов и других нормативно-правовых актов Криминология

legalizaciya

Автор: Сафаров А.И.

легализация

Таджикистан как суверенное, демократическое, правовое и социальное государства взял курс на образование рыночный экономики с учетом национальных традиций, особенностей культуры, истории, структуры экономики. В соответствии со ст. 12 Конституции Республики Таджикистан государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной.

В настоящее время Таджикистан переживает один из самых сложных периодов в своей истории. В результате гражданской войны, кризиса, охватившего экономическую систему страны в 90-е годы прошлого столетия произошел существенный спад производства во всех отраслях экономики и по многим социально-экономическим показателям, республика отброшена на несколько десятилетий назад.

Ясное понимание данной ситуации обусловило разработку и утверждение главного экономического документа современного этапа развития страны - Документа стратегии снижения уровня бедности, в котором предусмотрено повышение материальных доходов населения, увлечение доли частного сектора ВВП до 60 %, снижение уровня бедности до 15 %, обеспечение занятности - 65-70% трудоспособного населения, обеспечение доступа к чистой питьевой воде 80% населения, охват начальным образованием 90% детей, сокращение смертности детей и матерей и повышение доступа к услугам репродуктивного здравоохранения (до 30 %), а также достижение ряда других показателей. Однако анализ ситуации, сложившийся в экономике страны в конце 90-х годов ХХ в. и в начале нынешнего века свидетельствует о том, что, несмотря на предпринимаемые Правительством меры, социально-экономические проблемы, усугубленные чисто политическими факторами, пробелы в хозяйственном и уголовном законодательстве, обусловили дальнейшее развитие криминальных процессов[1, с.9].

Сравнительный анализ ситуации преступности в Республики Таджикистан и других государств-участников СНГ показывает, что экономические преступления являются одним из факторов, мощного противодействия преобразованиям, происходящим в указанных странах. С учетом того, что экономическая преступность реально угрожала и угрожает безопасности Республики Таджикистан, Правительство было вынуждено, принят ряд нормативно-правовых актов направленных на противодействие этому виду преступности[2] вследствие чего борьба с ней стала рассматриваться важнейшим направлением деятельности всех правоохранительных и контролирующих органов.

Сегодня, по мнению некоторых специалистов, в связи со стабилизацией общественно-политической ситуации в республике, ростом основных экономических показателей, объемов иностранных инвестиций наблюдаются попытки активного проникновения организованной преступности в сферу экономики. В результате таких действий наиболее организованная преступная деятельность проникает в жизненно важные для государства и общества сферы экономики, которые позволяют извлекать преступные доходы и расширять сферу преступной деятельности[1, с. 10].

Анализ состояния экономической преступности в Республики Таджикистан показывает, что рост числа регистрированных преступлений продолжается. Так, если в 1998 г. было зарегистрировано 669, то в 2010 г. 987 преступлений. В структуре экономических преступлений доля совершения легализации преступных доходов незначительна. С принятием нового Уголовного кодекса (1998г.), впервые в истории таджикского законодательства, в ст. 262 предусматривалась уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных противозаконным путем. В настоящее время, по указанной статье (до 2010 г.) зарегистрировали всего 12 преступления.

Анализ рассмотренных уголовных дел по ст. 262 УК РТ показывает, что легализируются в основном денежные средства, полученные в результате совершения преступления. Среды преступления, доходы от которого стали предметом ст. 262 УК РТ в 48% вступали экономические преступления, в 32% хищения и 20% другие преступления (в основном корыстной направленности, предусмотренные различными главами Особенной части УК РТ). Кроме того, результаты анкетирования работников правоохранительных органов, непосредственно занимающиеся расследованием анализируемого преступления показывают, что 70 % опрошенных считают, что доходы, которые легализируются, были приобретены в результате совершения экономических преступлений: 17 % - против собственности и 13 % - в результате других преступлений.

Анализ статистических данных и результат опрошенных респондентов показывает, что наиболее беззащитным звеном экономики, остается кредитно-финансовая система. Криминализация кредитно-финансовой системы является наиболее опасной для общества, так как порождает криминализацию всех остальных звеньев экономики. Но каждый год в Республики Таджикистан возрастает количества зарегистрированных преступлений в этой сфере. Если в 1996 г. удельный вес преступлений в кредитно-финансовой системе в общем объеме, зарегистрированных экономических преступлений, составили 26,3 %, то в 2004 и 2010гг соответственно - 30,7 % и 35,6 %. Доля легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе с точки зрения зарегистрированных преступлений незначительна. Правоохранительные органы с 1998 по 2010 г. в сфере экономики зарегистрировали всего 4 преступления по ст. 262 УК РТ, что составило 48 %. Однако 70 % опрошенных нами респондентов подчеркивают, что легализация преступных доходов совершается в основном в анализируемой сфере.

Пока не находят должного внимания со стороны правоохранительных органов Республики Таджикистан легализация доходов от таких преступлений против здоровья населения, как незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта и незаконное обращение с наркотическими средствами или психотропными веществами (ст. ст. 200-201 УК РТ). Хотя, как известно они наиболее опасны, в связи с организованной преступностью и сфере доходности. На сегодняшний день годовой оборот афганских опиатов в мире достиг астрономической цифры в 25-30 млрд. долларов США. Доходы от производства опия в Афганистане в 2008 году составили 3,4 млрд. долларов, что составляет 33% от ВВП Афганистана[3, с. 2]. За последние 10 лет на территории Таджикистана было изъято более 60 тонн наркотиков, в том числе свыше 28 тонн героина[4, с.33]. Таким образом, в анализируемом периоде не было возбуждено не одного уголовного дело связанных с незаконном оборотом наркотиков, доходы от которого стали бы предметом ст. 262 УК РТ.

Ущерб от совершения легализации преступных доходов направлен не только на причинение государственному интересу в сфере экономики, но и затрагивает интересы юридических и физических лиц. Анализ рассмотренных уголовных дел по ст. 262 УК РТ показывает, что они совершаются в крупном размере.

Анализ «географии» распространение фактов легализации преступных доходов в Республики Таджикистан показывает, что оно в основном совершается в те административные территории, в котором развиваются социально-экономические условии жизни населения. Из общего числа выявленных фактов легализации преступных доходов (12 фактов) все они совершенны в крупных городов и нет, не одного факта выявлений анализируемого преступления в посёлках и сельской местности. Особенности распространения фактов легализации преступных доходов в Республики Таджикистан заключается в том, что они совершаются в тех местностях, в которых совершенны «основные» преступления. Так из 12 фактов легализации преступных доходов 3 из них относятся к Согдийской области Республики Таджикистан и основное преступления тоже совершенно в данном области.

Следует отметить, что ученые правильно относят легализацию преступных доходов к числу высоко латентных преступлений[5, с. 35]. Анализ статистических данных показывает низкий степень выявлений фактов легализации преступных доходов в практике правоохранительных органов и высокий степень латентности исследуемого преступления в территории Республики Таджикистан.

Прохладное отношение к рассматриваемой проблеме, привело к тому, что Таджикистан попал под процедуру особого мониторинга и обязан представлять отчеты о прогрессе периодичности, на время установленной Пленарным заседанием ЕАГ. Кроме этого, в результате третьего отчета о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки ЕАГ, Таджикистану были выставлены оценки «частичное соответствие» и «несоответствие» по 44 Рекомендаций ФАТФ[6].

Разработка и принятие комплекса мер по предотвращению и пресечению деятельности, связанной с легализацией средств, добытых преступным путем, обусловлены происходящими количественными и качественными изменениями характеристик корыстной преступности. Используя высокую динамику процессов преобразования собственности и экономических отношений в условиях перехода к рынку, пробелы и рассогласованность правовой регламентации этих процессов, корыстная преступность локализуется в основных сферах экономической деятельности, приобретая черты организованного криминального предпринимательства с извлечением сверхкрупных преступных доходов.

Как показывает анализ, предупреждение и пресечение деятельности по использованию незаконных доходов сдерживается и тем, что ряд способов извлечения доходов не только не криминализован, но и не определен законодательством, как действие, направленное во вред интересам государства и общества. Следует также отметить, что деятельность по легализации преступных доходов имеет свою особенность, и она относительно дифференцируется и отличается от преступных действий по извлечению таких доходов. В связи с этим подобная деятельность может рассматриваться как самостоятельное основание ответственности, независимо от ответственности за правонарушение, являющееся средством извлечения незаконных доходов. Таким решением обеспечивается также превентивная роль мер борьбы с легализацией преступных доходов по отношению к преступлениям, являющимся источником незаконных доходов.

При определении, правовых характеристик основания ответственности за легализацию преступных доходов, полезно принять во внимание формы подобной деятельности, которые, как показал анализ, признанные основаниями такой ответственности в международной практике по борьбы с легализацией преступными доходами. Разумеется, с учетом специфики, такой деятельности в Таджикистане и наличие «подставных лиц» (в частности, образование предприятий в целях легализации преступных доходов), а также традиций законотворческой техники.

Учитывая, что многообразие и сложность отношений, связанных с легализацией доходов от преступной деятельности, задача не только установления ответственности, но и предупреждения такого поведения обусловливают необходимость использования в борьбе с этим социально-негативным явлением комплекса мер, включающих в себя различные виды правовой ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой), меры финансового и административного контроля за действиями юридических и физических лиц, связанными с операциями и финансовыми средствами, имуществом, документами имущественного характера. В этих целях, необходимо установить:

А. В качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность за действия по легализации преступных доходов, считать совершение их:

  • организованной группой или преступным сообществом;
  • с образованием в этих целях юридических лиц;
  • с использованием служебного положения.

Б. Введение следующих гражданско-правовых мер борьбы с легализацией доходов от преступной деятельности:

  • нераспространение на граждан и юридических лиц, владеющих финансовыми средствами, имуществом, имущественными правами, полученными от преступной деятельности, действия законодательства Республики Таджикистан о приобретательской давности (то есть, изменить ст. 258 ГК РТ);
  • возложение на граждан, совершающих имущественные сделки, перевод, пересылку, перевозку, иные операции с финансовыми средствами, имуществом, имущественными правами на сумму свыше определенного законом уровня при наличии обстоятельств, указывающих на их незаконность, обязанности доказать законность их происхождения в предусмотренных законом случаях.

В. Возможность внесения изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, хозяйственно-процессуальное и административное законодательство путем представления проект законов со стороны субъектов законодательной инициативы.

Источники и литература

  1. Рахимов Р.Х. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в кредитно-финансовой системе. Душанбе, 2006.
  2. Указ Президента Республики Таджикистан «О мерах по усилению борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка» от 25 сентября 1995 г. №341; Указ Президента Республики Таджикистан «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в области экономики и коррупции» от 21 июля 1999 г. №1262; Указ Президента Республики Таджикистан «О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности экономических реформ» от 1 декабря 1999 г. № 3.
  3. «Северный» маршрут – нарастающие риски. ЦАРИКЦ, Алматы, 2008 г.
  4. Обзор о наркоситуации в Республике Таджикистан за 2008 год. Душанбе, 2009 .
  5. Новиков С.А. Противодействия легализация криминальных доходов: новые уголовно-правовые и уголовно-процессуальные подходы// Российская следователь. № 2. 2011.
  6. http://www.eurasiangroup.org/ru/mers.php

Опубликовано: «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях». Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013). Выпуск 10. Часть 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013.

адвокат онлайн

звонок адвокату


Ключевые слова сайта: адвокат в Тюмени, уголовные дела

Уважаемый посетитель! Если материалы, размещенные на сайте оказались Вам полезными. Вы можете подписаться на рассылку уведомлений о публикации новых статей:

ПОДПИСАТЬСЯ

Внимание! В связи с текущими изменениями в законодательстве на момент Вашего обращения информация, содержащаяся в данной публикации, может частично устареть. Не смотря на то, что мы постоянно отслеживаем ситуацию и стараемся своевременно корректировать содержание публикаций, пожалуйста, при использовании тех или иных рекомендаций отнеситесь к ним критически. Обращайте внимание на действующую редакцию законов и других нормативно-правовых актов, на которые мы ссылаемся.
С уважением, адвокат в Тюмени Сидоров А.С.

Следующая статья:
Предыдущая статья:

Рубрика: Криминология
Метка:

Не нашли ответа на свой вопрос? Нажмите на кнопку, которая находится ниже, и смотрите интересующие вас видео-консультации на канале "Советы юристов".

youtube

СИДОРОВ АНАТОЛИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ,
адвокат тел: +7(904)8768419,
e-mail: advokatsidorov@mail.ru
625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 14


Комментарии

Оставьте Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.