Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Оперативно-разыскная деятельность / О взаимодействии органов следствия и оперативных аппаратов при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

Совершенствование сложных процессов раскрытия и расследования наркопреступлений немыслимо без глубокого знания основ взаимодействия. Наличие у оперативно-розыскных подразделений специфической (негласной) оперативно-розыскной функции и отсутствие таковой у следователя придает взаимодействию совершенно новые и исключительно оптимальные свойства. Кроме того, необходимость органического и теснейшего взаимодействия обусловлена доминирующим разведывательно-поисковым и конспиративным характером оперативно-розыскной и преимущественно доказательственной направленности уголовно-процессуальной деятельности, реализуемой гласно.

наркоконтроль

Автор: Щукин А.М.

Особенности взаимодействия органов следствия и оперативных аппаратов в сфере незаконного оборота наркотиков обусловлены рядом специфических условий и выражаются в проведении комплекса уникальных и неповторяемых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Совершенствование сложных процессов раскрытия и расследования наркопреступлений немыслимо без глубокого знания основ взаимодействия.

Наличие у оперативно-розыскных подразделений специфической (негласной) оперативно-розыскной функции и отсутствие таковой у следователя придает взаимодействию совершенно новые и исключительно оптимальные свойства. Кроме того, необходимость органического и теснейшего взаимодействия обусловлена доминирующим разведывательно-поисковым и конспиративным характером оперативно-розыскной и преимущественно доказательственной направленности уголовно-процессуальной деятельности, реализуемой гласно.

В юридической литературе неоднократно рассматривался вопрос о классификации форм взаимодействия следователя и органов дознания, которые в зависимости от организационных и тактических аспектов и содержательной стороны возникших при этом отношений дифференцируются на процессуальные и организационно-тактические [2, с. 74-79].

Так, процессуальные (правовые) формы взаимодействия предусмотрены уголовно-процессуальным законом, характеризуются наличием определенных процессуальных отношений в процессе расследования и по исследуемой категории дел осуществляются следующим образом.

Совместная работа следователя с органом дознания начинается с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156 УПК РФ). Процессуальная сущность этой формы взаимодействия заключается в том, что если возбуждение дела и первоначальные следственные действия осуществляет следователь, то сотрудники оперативно-розыскных подразделений в полной мере занимаются оперативно-розыскной деятельностью, что и является их основной обязанностью. Здесь с самого начала расследования обеспечивается одновременное и параллельное проведение процессуальных действий следователем и оперативно-розыскных мероприятий органами дознания. Отметим наиболее важные принципы взаимодействия.

  1. Непрерывность взаимодействия. В зависимости от ситуации взаимодействие может начинаться на различных этапах (с поступления оперативной информации о хищении наркотиков; возникновения повода к возбуждению уголовного дела, которым является задержание расхитителя или сбытчика наркотика с поличным) и продолжаться непрерывно до полного завершения расследования, а порой и после него.
  2. Комплексное использование имеющихся сил и средств. Успешное расследование требует быстрого реагирования правоохранительных органов при поступлении сообщения о незаконных операциях с наркотиками, необходимости применения научно-технических средств
Читайте также:  К вопросу об использовании компьютерных технологий экстремистскими организациями

Наряду со следователем, осуществляющим расследование уголовного дела, по которому осуществляется розыск преступника, органы дознания проводят оперативно-розыскные мероприятия по установлению свидетелей, вещественных доказательств и т.д., способствующих обнаружению преступника. Здесь идет постоянный обмен поступающей информации. Например, не только органы дознания обязаны передавать следователю сведения, позволяющие планировать и производить следственные действия, но и следователи должны передавать данные, которые можно использовать при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с законодательной нормой (п. 4 часть 2 ст. 38 УПК РФ) органы дознания обязаны выполнять письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. На практике поручения о производстве розыска, розыскных действий даются, как правило, без каких либо ограничений, при этом не поступает указание, какие конкретно оперативно-розыскные мероприятия должны применяться органами дознания. Здесь сохраняется полная самостоятельность оперативных аппаратов в выборе средств, методов и определения тактики оперативно-розыскной деятельности.

Одним из основных принципов взаимодействия при выполнении органами дознания поручений и указаний о производстве розыскных и следственных действий, а также оказания содействия при производстве отдельных следственных действий, является направляющая и организующая роль следственных аппаратов.

Поручения даются о розыске наркотиков, мест их производства, хранения и сбыта, путей и способов их доставки, сокрытия, противодействия и др.

Поручение о производстве следственных действий дается в отдельных случаях, когда необходимо провести несколько следственных действий одновременно в разных местах (например, несколько обысков).

В связи с тем, что в законе не сказано, какие конкретно действия можно поручать органам дознания, а какие нельзя, представляется правильным не ограничивать следователя в этом праве и действовать, исходя из сложившейся ситуации. Здесь большую роль играет принцип ситуативности взаимодействия, поскольку от характера и особенностей типовых и специфических следственных ситуаций зависит содержание и формы взаимодействия.

Сотрудники оперативно-розыскных подразделений оказывают помощь в поиске наркотиков при обыске, задержании, изучении места происшествия, осмотре подпольной лаборатории по производству наркотических средств и др.

В соответствии с ч. 7 ст. 164 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Поручение следователя о направлении для участия в следственном действии (обыске, очной ставке, допросе и т.д.) должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оформленное в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК, обязательно для органа дознания.

Читайте также:  Раскрытие преступлений – общая задача уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности

Также в соответствии со ст. 163 УПК РФ совместная работа по производству предварительного следствия по уголовному делу, в случае его сложности или большого объёма работы, может быть поручена следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В ч. 2 ст. 163 УПК РФ указано, что к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. О выделении конкретных лиц для проведения оперативно-розыскных мер по уголовному делу издается приказ начальника органа дознания. Процессуальные отношения между следователями и оперативными работниками, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, регулируются правилами ст.ст. 39 и 40 УПК РФ. Однако, как показывает практика, при расследовании наркопреступлений используется такая наиболее эффективная организационная форма, как следственно-оперативная группа (СОГ).

Следственной практикой апробированы четыре вида СОГ [1, с. 33]:

  • дежурная СОГ (при дежурной части) - обеспечивает незамедлительное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и ОРМ по «горячим следам» и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Также по необходимости в группу могут быть включены сотрудники и иных подразделений;
  • целевая СОГ (временная) - для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу;
  • специализированная СОГ (постоянно действующая) - для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены;
  • совместная СОГ (бригада) - для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков.

Представляется, что для того, чтобы форма взаимодействия – следственно-оперативная группа – стала процессуальной, необходимо ст. 163 УПК РФ назвать «Производство предварительного следствия следственно-оперативной группой». В отдельной статье закрепить процессуальное положение руководителя следственно-оперативной группы (права, обязанности, компетенцию) и основные направления организации деятельности следственно-оперативной группы.

В связи с межрегиональным, а порой и международным характером наркопреступлений, возникает необходимость проведения действий и мероприятий в другом районе, городе, регионе. В связи с этим следователь направляет органу дознания отдельное поручение, в котором кратко излагаются обстоятельства дела и формулируется задание (ст. 152 УПК РФ).

Читайте также:  Безопасно ли содействие правосудию?

Совместная работа следственных и оперативных аппаратов должна проходить в атмосфере взаимопонимания, сочетания требовательности с доброжелательностью, базирующейся на единой конечной цели их совместной деятельности. При такой организации опасность конфликта взаимодействующих сторон сводится к минимуму. Постоянно изменяющаяся среда (особенно по межрегиональным и межгосударственным делам), в которой приходится действовать сотрудникам, требует от них оперативности в принятии и реализации правильных решений [3, с. 54-60].

Однако кроме позитивного взаимодействия, обусловленного единством задач, в психологии и криминалистике выделяют одну из специфических характеристик расследования наркобизнеса - так называемое «конфликтное взаимодействие», при котором следователю и оперативному работнику оказывается противодействие со стороны членов наркомафии, имеющих противоположные интересы. Этот аспект достаточно подробно освещен в юридической литературе, к примеру, Л.Я. Драпкиным и Г.А. Кокуриным [4, с. 4].

Организационные формы взаимодействия неразрывно связаны с процессуальными, вытекают из них, но имеют в организации взаимодействия самостоятельное значение.

Следователи и сотрудники оперативно-розыскных подразделений должны совместно, всесторонне рассматривать и оценивать оперативную информацию, обеспечивать объективную ее проверку, анализ и реализацию в процессе возбуждения и расследования дела, нести ответственность за неразглашение источников и способов ее получения.

Поступающие от органов дознания оперативные данные помогают вносить коррективы в план расследования, определять тактику проведения наиболее сложных следственных действий. Эти данные позволяют ориентироваться в поисках необходимых доказательств, способствуют их правильной оценке.

Таким образом, благодаря правильному взаимодействию органов следствия и оперативных аппаратов повышается качество расследования, сокращаются сроки раскрытия преступлений, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотиков.

Литература

  1. Безруких Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: дисс. … канд. юрид. наук. Калининград, 2003. 219 с.
  2. Герасимов И.Ф. Формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания // Криминалистика: учебник для вузов. М., 1994.
  3. Драпкин Л.Я., Кокурин Г.А. Организационные и тактические основы поисковой деятельности в расследовании преступлений. Екатеринбург, 1997.
  4. Хайдаков Н.П. Активность следователя в процессе расследования преступлений // Вопросы криминалистики и судебной экспертизы. Вып. 1. Саратов, 1976.

Опубликовано: «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях». Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013). Выпуск 10. Часть 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013.


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.