Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Вы и полиция / О возможности содействия иностранных граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Иностранные граждане могут оказывать содействие российским органам, осуществляющим ОРД. В случае привлечения иностранного гражданина к сотрудничеству, должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст.17 Закона об ОРД и ст.21 Закона о государственной тайне.

 участие иностранца в оперативно-розыскном мероприятии

Вопрос

Я прочитала образец вашей жалобы в прокуратуру по делу, где свидетелем фигурирует лицо по фамилии Селедкин. Меня интересует вопрос, есть ли судебные решения, где реально рассматривался вопрос о разглашении государственной тайны оперативными сотрудниками при проведении ОРМ.

В частности, к ОРМ "Оперативный эксперимент" в качестве участника ОРМ был привлечен иностранец из ближнего зарубежья (дело не связано с наркотиками) на которого навешали камеру и снабдили деньгами. Иностранец имеет статус временно пребывающего в РФ.

 В ст. 8 ФЗ об ОРД написано, что гражданство не имеет значения для лица, против которого проводится ОРМ, а вот привлечение иностранцев в обратную сторону,  против граждан России, не регламентируется международным правом и поэтому против граждан России иностранцы не должны привлекаться. (Это я прочитала в учебниках по ОРД: правовые основы привлечения иностранных граждан к ОРД) Может быть подскажете практические материалы, где об этом можно посмотреть.

И могли ли оперативные сотрудники раскрыть иностранцу государственную тайну о силах и средствах, применяемых при ОРМ "Оперативный эксперимент" (тип камеры, куда она помещается, тактика ОРМ, его результаты и т.д.)

Ответ

Практика привлечения сотрудников, осуществляющих ОРД, к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны, связанной со сведениями, касающимися ОРД, которые вами перечислены, лично мне не известна.

Не думаю, что какие-либо официальные сведения могут быть опубликованы в открытых источниках (как раз потому, что речь идет о государственной тайне).

Возможно, где-то в сети Интернет или научной литературе имеется некоторая информация, которая изложена либо на уровне "журналистских расследований", либо в качестве иллюстрирующих примеров в статьях, рассматривающих проблемы теории оперативно-розыскной деятельности или уголовного процесса, либо на сайтах практикующих адвокатов  в качестве подтверждения их участия в уголовных делах и т.д.

По поводу запрета привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к участию в проведении ОРМ, следует отметить следующее.

В  ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД) действительно говорится о том, что что  "гражданство не имеет значения для лица, против которого проводится ОРМ"

Читайте также:  Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-транспортных происшествий, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности

Однако ваш тезис о том, что "привлечение иностранцев в обратную сторону,  против граждан России, не регламентируется международным правом и поэтому против граждан России иностранцы не должны привлекаться. (Это я прочитала в учебниках по ОРД: правовые основы привлечения иностранных граждан к ОРД", по моему мнению, является спорным.

Во-первых, в учебниках и учебных пособиях, как правило, изложена точка зрения авторов данных изданий. При этом, существует всем знакомая триада " закон-теория-практика". Учебники в этой триаде занимают место "теории" (хотя и теория во многом должна быть основана на Законе).

Может быть, авторам учебников, которые вы прочитали,  и знакомы какие-либо нормы международного права (конвенции, международные договоры и т.д.), которые напрямую регулируют оперативно-розыскную деятельность в России либо других странах, но мне такие источники не известны. Думаю, что на самом деле их просто не существует в природе.

Во-вторых, в России высшую юридическую силу и прямое действие прямое действие имеет Конституция Российской Федерации.  В соответствии с ч.3 ст.62  данного документа, "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Обратите внимание на оговорку "кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

 Моя точка зрения по поводу международных договоров, регулирующих возможность участия иностранных граждан в оперативно-розыскных мероприятиях с целью решения задач ОРД, стоящих перед российскими правоохранительными органами, изложена выше.

Что касается "случаев, установленных федеральным законом", обращаю ваше внимание на действующее законодательство, так или иначе регламентирующее порядок  участия иностранцев  в рассматриваемой деятельности.

 Прежде всего, стоит отметить, что ни Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" , ни Закон об ОРД, ни, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", ни Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".  ни другие законы, действующие в нашей стране,  на самом деле не содержат прямого запрета на использования содействия иностранных граждан либо лиц без гражданства российским правоохранительным органам  с целью выявления, пресечения, раскрытия преступлений, совершенных любым лицом, который "заподозрен" в совершении противоправных деяний, в том числе, и гражданином Российской Федерации.

Читайте также:  Особенности обращения граждан к мировому судье

Наоборот, ч 2 ст.15 Закона об ОРД органам, уполномоченным осуществлять ОРД, предоставлено право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе указанным органам.

Конкретизируя данное положение, ст.17 Закона об ОРД устанавливает правило, согласно которому "отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность… Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

При этом, органам, осуществляющим ОРД, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту только следующих лиц: депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений".

 Анализируя данную норму закона, можно заметить, что речь идет о запрете, связанном с оказанием содействия органам, осуществляющим ОРД лишь со стороны  вышеперечисленных специальных субъектов. По отношению к  иностранцам и лицах без гражданства в данном законе вообще никого запрета не существует (кроме общих оснований – совершеннолетие лица, его дееспособность и наличие добровольного согласия на "сотрудничество с органами").

Кроме того, возможность допуска к государственной тайне лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне прямо предусмотрена ст.21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" (далее -  Закон о государственной тайне).

Согласно указанной норме закона порядок такого допуска установлен Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне". 

Таким образом, в случае, о котором вы написали, сотрудников оперативного подразделения, которые организовали и провели  ОРМ "Оперативный эксперимент", можно привлечь к ответственности по ст. 283 УК РФ (Разглашение государственной тайны) только в том случае, если будет установлено, что до того, как в установленном законом порядке были легализованы результаты данного мероприятия (были рассекречены специальным постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД), данные сотрудники разгласили сведения о данном ОРМ и его участниках (указанные в ст. 12 Закона об ОРД).

Читайте также:  Использование специальных технических средств при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

Что касается разглашения таких сведений самим фактом участия в проведении оперативно-розыскного мероприятия иностранца, тут нужно смотреть, было ли соблюдено сотрудниками оперативного подразделения правило о предупреждении лица, оказывающего содействие, о неразглашении ставших ему известными в ходе ОРМ сведений, составляющих государственную тайну.

При этом необходимо иметь ввиду, что  на основании вышеупомянутой ст. 21  Закона о государственной тайне допуск указанных лиц к соответствующей тайне осуществляется при условии, что они принимают на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также ознакомлены с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

  Выводы

  1. Иностранные граждане могут оказывать содействие российским органам, осуществляющим ОРД.
  2. В случае привлечения иностранного гражданина к сотрудничеству, должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст.17 Закона об ОРД и ст.21 Закона о государственной тайне.

Внимание! Выше изложены лишь умозаключения автора, явившиеся результатом анализа представленного посетителем сайта объема информации.

Любые достоверные выводы о том, можно ли признать недопустимыми доказательства, сформированные на основе результатов ОРД, проведенными с нарушением действующего законодательства, можно лишь при непосредственном ознакомлении с материалами уголовного дела. 

К сожалению, ошибки или иные нарушения закона и ведомственных нормативных актов (за редким исключением) имеются во многих уголовных делах, по которым доказательства формировались на основе результатов ОРД. Это могут быть нарушения условий  проведения ОРМ, оснований для их проведения, ошибки при документировании хода ОРМ и полученных результатов, нарушения порядка их представления следователю (дознавателю) или в суд и т.д.). Не каждый юрист может в этом разобраться.

Мне не известно, в каком качестве вы выступаете в деле, о котором написали. Но если на стороне обвиняемого (подозреваемого),  настоятельно рекомендую привлечь к делу опытного адвоката.


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.