Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Уголовный процесс / Суд присяжных в Российской Федерации: некоторые вопросы правового регулирования

В условиях современной общественно-политической ситуации в России суд присяжных является тем, практически единственным, механизмом, который балансирует общественные и государственные интересы в уголовном судопроизводстве. Отказ от иных форм участия граждан в осуществлении правосудия, непрозрачность и закрытость досудебного и судебного производства по уголовным делам, незначительное количество оправданий привели к тому, что граждане очень часто не доверяют официальному правосудию и эту тенденцию, несмотря на все попытки, преодолеть не удается.

суд присяжных

Авторы: Сидорова Н.В., Хабарова Е.А.

Существование суда присяжных в России предусмотрено непосредственно Конституцией России: базовые положения закреплены в статьях 20, 32 Конституции РФ, и изменить или отменить эти нормы можно только в результате принятия новой Конституция РФ.

Однако в последнее время в России появилась тенденция не только к сокращению круга дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей, но и наметилась позиция, позволяющая полностью отказаться от подобной формы рассмотрения уголовных дел. Практики, учёные, средства массовой информации с самого момента возрождения в России суда присяжных всегда неоднозначно относились к этому институту. Здесь нелишним будет вспомнить аргументы сторонников и противников суда присяжных, которые высказывались ещё двадцать лет назад и высказываются сегодня.

Аргументы сторонников суда присяжных: [1, с.79-83]

  • Коллегиальность состава суда.
  • Независимость присяжных заседателей, а, следовательно, меньший риск злоупотреблений и судебных ошибок
  • Большая степень объективности при принятии решений, чем у профессиональных судей, так как у присяжных заседателей нет, и не может быть ведомственной принадлежности, а, следовательно, ведомственных интересов, их не заботят отчёты, статистика и «честь мундира».
  • Привнесение в атмосферу казённой юстиции житейского здравого смысла.
  • Стимулирование состязательности процесса (роль обвинения и защиты увеличивается, меньше возможностей уклониться от исполнения процессуальных обязанностей у защитника и государственного обвинителя).
  • Решение присяжных – это «испытание» правоты и справедливости законов применительно к конкретному случаю.
Читайте также:  Судебная власть и общество: лица, освобождаемые от обязанностей присяжного заседателя (по законодательству России и США)

Аргументы противников суда присяжных: [1, с.79-83]

  • «Корпоративное» отрицание», которое заключается в принижении роли судьи-профессионала при значительной сложности дел, рассматриваемых судом присяжных.
  • «Довод к кошельку». Суд присяжных весьма «дорогое удовольствие» для государства. Расходы, которые несет государство, обеспечивая деятельность суда с участием присяжных, включают средства на отбор кандидатов в присяжные заседатели и подготовку списков, вызов кандидатов в суд и т.д.
  • «Апелляция к законности». В судебном разбирательстве с участием присяжных нет единой законности, так как присяжные выносят вердикты, которые зависят только от их усмотрения, опыта, иногда – настроения и предубеждения, а, следовательно, подобные решения всегда являются необъективными.

К этим, часто высказываемым аргументам противников суда присяжных, хотелось бы добавить еще один, на наш взгляд, весьма значимый. Это - неприспособленность российской правовой системы, и уголовного судопроизводства в частности, к такой модели суда присяжных, которая сегодня закреплена в УПК РФ.

Таким образом, существование суда присяжных в рамках российского уголовного судопроизводства всегда служило поводом для дискуссий и негативных откликов. Однако в настоящее время неодобрительное отношение, пока только косвенно, проявляется у официальных государственных органов власти на самом высоком уровне. Весьма показатель-ном в этом смысле является решение Конституционного Суда РФ относительно конституционности последних изменений подсудности суду с участием присяжных заседателей.

Так, в описательно-мотивировочной части указанного постановления Конституционного Суда РФ отмечается, что, хотя суд присяжных в той или иной форме существует во многих государствах мира, право на суд присяжных не относится к числу общепризнанных международных принципов и стандартов, а также прямо не предусмотрено основными международными документами в сфере прав человека. Суд присяжных, являясь одной из форм уголовного судопроизводства, не является обязательным условием обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, и признал за федеральным законодателем право вносить изменения и дополнения в законодательство о подсудности суду присяжных. [2]

Читайте также:  Доступ участников к материалам расследования при окончании производства дознания в сокращенной форме

Думается, насколько бы ни были серьезными аргументы противников суда присяжных и высказанная судьями Конституционного Суда РФ позиция, в ближайшем будущем суд присяжных необходим нашему обществу и должен оставаться неотъемлемым институтом российского уголовного судопроизводства.

В условиях современной общественно-политической ситуации в России суд присяжных является тем, практически единственным, механизмом, который балансирует общественные и государственные интересы в уголовном судопроизводстве. Отказ от иных форм участия граждан в осуществлении правосудия, непрозрачность и закрытость досудебного и судебного производства по уголовным делам, незначительное количество оправданий привели к тому, что граждане очень часто не доверяют официальному правосудию и эту тенденцию, несмотря на все попытки, преодолеть не удается.

Поэтому весьма важным представляется сохранение, пусть и не в совершенной форме, института рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Суд присяжных следует считать одной из важнейших конституционных гарантий реализации политического права гражданина РФ на участие в осуществлении правосудия, а также гарантией основополагающего права на жизнь (в случае возможности применения смертной казни). Судья Конституционного Суда РФ известный ученый Г. А. Гаджиев выявил еще один конституционно-правовой аспект суда присяжных. Он высказал интересную мысль, о том, что суд присяжных является организационно-правовой формой проявления милости со стороны государства. По мнению, Г.А. Гаджиева выстраивается следующая логическая цепочка: у Президента РФ – право помилования, у парламента – право объявить амнистию, у судов – возможность выносить немотивированные оправдательные вердикты присяжных. [3]

Таким образом, суд с участием присяжных заседателей сегодня выполняет сразу несколько функций: [4, c. 16]

Во-первых, как реализованное право обвиняемого на рассмотрение его дела коллегией независимых представителей общества, которые руководствуются не нормой закона, а понятиями справедливости, житейским опытом, здравым смыслом.

Читайте также:  Понятие и сущность уголовно-процессуальных требований, предъявляемых к суду, как участнику уголовного судопроизводства

Во-вторых, как гарантия права человека на жизнь, если ему грозит уголовное наказание в виде смертной казни.

В-третьих, как право гражданина реально участвовать в осуществлении одной из сфер государственной деятельности – отправлении правосудия по уголовным делам.

В-четвертых, как система гарантий права на защиту от несправедливого и необъективного судебного разбирательства и приговора.

В-пятых, как форма взаимодействия гражданского общества и государства.

Литература

  1. См. об этом, например: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. – М., 1992.
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2010 № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Р.Р. Зайнагутдинова, Р..В. Кудаева, Ф.Р. Файзулина, А.Д. Хасанова, А.И. Шаваева и запросом Свердловского областного суда» // Собрание законодательства Российской Федерации, издательство «Юридическая литература», 03.05.2010, №18, ст.2276.
  3. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиева по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 УПК РФ в связи с жалобами граждан Р.Р. Зайнагутдинова, Р..В. Кудаева, Ф.Р. Файзулина, А.Д. Хасанова, А.И. Шаваева и запросом Свердловского областного суда // Собрание законодательства Российской Федерации, издательство «Юридическая литера-тура», 03.05.2010, №18, ст.2276.
  4. См. об этом: Немытина В. М. Российский суд присяжных. - М.: «БЕК», 1995.

Опубликовано: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции. Вып. 7 Часть 2. Тюмень: Тюменская областная Дума. ТГАМЭУП, 2010.

Реформа суда присяжных


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.