Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Криминалистика / Организация деятельности следователя (дознавателя) при проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия, сопряженного с оставлением потерпевшего в опасности

Количество совершаемых дорожно-транспортных преступлений в современной России продолжает оставаться на значительном уровне, не смотря на то, что государством принимается комплекс различных мероприятий, направленный на их снижение. При этом одним из неблагоприятных последствий дорожно-транспортных преступлений и происшествий (далее по тексту ДТП), является оставление в опасности пострадавших, водителями, которые явились участниками происшествия и имели обязанность на основании требований п. 2.5 Правил дорожного движения РФ по принятию мер для оказания первой помощи пострадавшим.

дтп

Автор: Зубенко Е.В.

Количество совершаемых дорожно-транспортных преступлений в современной России продолжает оставаться на значительном уровне, не смотря на то, что государством принимается комплекс различных мероприятий, направленный на их снижение. Так, в настоящее время реализуется второй этап (2013-2020 годы), разработанной Правительством РФ федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, первый этап которой (2006-2012 годы) уже прошел[1]. Однако статистические данные свидетельствуют о значительном числе таких преступлений, в 2014 году их было зарегистрировано 28305 (ст.ст. 264, 266, 267, 268 УК РФ)[2].

При этом одним из неблагоприятных последствий дорожно-транспортных преступлений и происшествий (далее по тексту ДТП), является оставление в опасности пострадавших, водителями, которые явились участниками происшествия и имели обязанность на основании требований п. 2.5 Правил дорожного движения РФ по принятию мер для оказания первой помощи пострадавшим[3].

Например, только в Приморском крае регистрируется в среднем от 550 до 800 случаев оставления в опасности пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях[4]. Поэтому вопросы расследования указанных нами преступлений имеют постоянную актуальность и необходимость их освещения в юридической литературе.

Одним из первоначальных следственных действий, позволяющим получить информацию о событии совершенного деяния для дальнейшего решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, является осмотр места происшествия.

Как правильно заметили Р. Байэтт и Р. Уоттс, после любого происшествия остаются вещественные доказательства в виде повреждений транспортного средства и следов, ведущих к месту ДТП или окружающих его[5]. Осмотр целесообразно проводить даже в случае отсутствия на месте происшествия потерпевшего или следов ДТП, когда, например, прошло значительное время после его совершения.

По справедливому мнению Р.С. Белкина, «осмотр места происшествия выступает как средство получения именно поисковой и в целом первоначальной информации, источниками которой служат как обстановка места происшествия, так и конкретные её элементы – носители такой информации»[6].

Благодаря самой обстановке, которая будет зафиксирована в протоколе осмотра, можно впоследствии сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии обстоятельств, подлежащих доказыванию. Кроме того, как правильно замечено криминалистами «нельзя знать заранее, что можно обнаружить на месте ДТП. Даже само ориентирование в конкретных условиях дороги дает много ценного для избрания направлений расследования…»[7].

Осмотр места происшествия по данным преступлениям должен производить следователь, по возможности тот, кто занимается расследованием дорожно-транспортных преступлений. Ему будет значительно легче, чем другим, найти и зафиксировать необходимые для дальнейшего доказывания следы.

Перед выездом на место происшествия следователю необходимо получить первоначальную информацию от дежурного по органу внутренних дел или ГИБДД о том, какое ДТП произошло, как организована охрана места происшествия, о количестве пострадавших. Указанная информация поможет ему наметить первоначальный план действий при осмотре места происшествия и выбрать в состав следственно-оперативной группы тех лиц, кто окажет ему в этом содействие.

Читайте также:  О "нетрадиционных" приемах в расследовании

Дежурному необходимо выяснить у заявителя по возможности более точно: где и когда произошло ДТП и последующее оставление в опасности, его характер; сколько пострадавших, оказана ли им медицинская помощь, куда они направлены, кем; какие транспортные средства участвовали в происшествии, их но­мерные знаки и т.д.

У заявителя устанавливаются обстоятельства оставления в опасности, куда скрылся водитель, вместе с транспортным средством или бросил его на месте ДТП, приметы водителя, особенности скрывшегося транспортного средства (модель, цвет, государственный регистрационный знак, особые приметы, видимые повреждения).

Выясняются также данные о заявителе (Ф.И.О., телефон, домашний адрес), его местонахождение; данные очевидцев происшествия. При наличии пострадавших, если медицинская помощь не была оказана, дежурный вызывает скорую помощь, отдает распоряжения об охране места происшествия ближайшим к месту происшествия постовым и пат­рульным полицейским, участковым уполномоченным полиции или направляет на место своего помощника.

В том случае, когда потерпевший помещен в медицин­ское учреждение в состоянии, когда может дать показания, дежурный на­правляет к нему сотрудника полиции для уточнения обстоятельств происшествия, обеспечивая при этом устой­чивую связь с ним.

До приезда следователя на место происшествия должны прибыть вызванные дежурным сотрудники ГИБДД, они оказывают помощь пострадавшим, охраняют место происшествия, организуют объезд транспортных средств, чтобы не создавался дорожный затор. Сотрудники ГИБДД принимают меры к сохранности следов. Они же выясняют данные об участниках происшествия, устанавливают очевидцев, записывая их фамилии, имя, отчество, адрес места жительства, организуют преследование скрывшегося преступника. Далее следователю уже самому необходимо будет организовывать проверочные мероприятия.

На место происшествия следователь (дознаватель) выезжает в составе группы, совместно с оперативным работником, участковым уполномоченным, специалистом.

По прибытии на место в первую очередь следователю (дознавателю) нужно принять все меры к оказанию помощи пострадавшему, если ему такая помощь оказана не была: вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда оказать доврачебную помощь. Также он устанавливает, какую работу провели сотрудники ГИБДД и получает от них добытые ими сведения об обстоятельствах преступления, пострадавших, задержанном водителе и очевидцах.

Осмотр места происшествия – трудоемкий и по времени затяжной процесс. Особенно если это место дорожно-транспортного происшествия, так как местом оставления в опасности является место нахождения пострадавшего, оставленного водителем. Как правило, это место произошедшего ДТП, реже – другой участок местности, если пострадавший был увезен преступником и оставлен там. Охрана места ДТП и запрещение движения по нему транспортных средств создает трудности в виде заторов для других участников движения, особенно если место ДТП находится на «оживленном» участке дороги. Поэтому быстрое завершение осмотра является условием восстановления нарушенного движения.

С другой стороны, пострадавший и, особенно, водитель могут дать первоначальные объяснения, информация которых окажется важной для осмотра и дальнейшего расследования всего уголовного дела. Водитель не сможет сразу же после задержания, находясь в стрессовой ситуации, придумать ложное оправдание случившемуся. На пострадавшего также на данном этапе не оказывается никакого влияния, поэтому его объяснения могут быть более объективными, чем в последующем результаты допроса.

В этой связи целесообразно поступить следующим образом. Следователю необходимо устно опросить водителя и пострадавшего для выяснения картины происшедшего события, а также очевидцев, если таковые имеются. После чего он поручает оперативному работнику письменный опрос водителя, а участковому уполномоченному – письменный опрос пострадавшего, если это не препятствует оказанию медицинской помощи работникам скорой помощи.

Читайте также:  Специализация антикоррупционных норм как одно из направлений совершенствования уголовного законодательства

Следователь совместно с экспертом-криминалистом (специалистом, согласно ст. 58 УПК РФ) осматривает место происшествия. При этом необходимо учесть, что осмотр места происшествия следует производить для получения доказательственной информации не только по оставлению в опасности, но и для определения в дальнейшем виновности в дорожно-транспортном преступлении или происшествии.

В тактике действий следователя наиболее затруднительным и сложным, требующим четкого разрешения является вопрос о правильном определении границ осмотра, последовательности изучения объектов, а также методов и приемов, которые необходимо использовать. Однако при этом следует помнить, что в результате исследования одних объектов можно выявить механизм ДТП, осмотр других позволит установить причастность конкретного автомобиля к происшествию. Степень их изучения определяется характером самого происшествия и теми обстоятельствами, которые имеются к началу осмотра.

К объектам, подлежащим осмотру, относится, прежде всего, участок проезжей части, где произошли ДТП и оставление в опасности (перекресток, пешеходный переход, мост и т.п.). На нем фиксируется месторасположение транспортных средств, принимавших участие в ДТП, трупа, а также осколки стекол, фар, обломки деталей автомобиля, частицы краски, смазочные материалы.

Следователь при осмотре должен собрать доказательственную информацию о причастности водителя к оставлению в опасности, даже когда тот задержан и дает признательные объяснения.

Причастность водителя проявляется через транспортное средство, которым он управлял во время совершения ДТП. Поэтому помимо осмотра места происшествия производится осмотр транспортного средства как внешне, так и внутри. С внешней стороны транспортное средство осматривается с целью обнаружения деформаций, потертостей, наслоений лакокрасочного покрытия, волокон ткани одежды, предположительно возникших от контакта транспортного средства с другим транспортным средством (при столкновении) или с пешеходом (при наезде). Внутри транспортного средства обнаруживаются следы: пальцев рук на панели приборов, зеркале заднего вида; микроволокна ткани одежды на обивке водительского сиденья; следы употребления алкоголя (бутылки из-под спиртного, посуда)[8].

При осмотре места происшествия в настоящее время практически во всех случаях используется фотографирование, что позволяет наглядно и достоверно запечатлеть имеющуюся обстановку и обнаруженные следы. Также целесообразно применять видеосъемку не только во время осмотра, но и при получении объяснений от пострадавшего и водителя. Видеозапись наглядно зафиксирует состояние опрашиваемых лиц, их поведение, особенно это касается водителя, находящегося в состоянии опьянения.

Если визуально, по запаху алкоголя изо рта, несвязной речи, нарушенной координации движения следователь может предположить о нахождении водителя в состоянии опьянения, то, несмотря на это, необходимо получить от него объяснения о случившемся, зафиксированные не только письменно, но и с помощью видеозаписи. Вызывающее поведение водителя, его агрессивность или наоборот деятельное, добровольное раскаяние и признание своей вины, отображенное на магнитном носителе видеозаписи, в дальнейшем будут иметь значение при избрании меры пресечения и назначении наказания виновному.

После того, как оперуполномоченный уголовного розыска и участковый уполномоченный удостоверятся в личности и получат объяснения от водителя, а также пострадавшего, следователь, ознакомившись с ними, поручает указанным сотрудникам установление очевидцев и получение от них объяснений. В отношении водителя необходимо провести освидетельствование для выявления состояния опьянения, а также обнаружения особых примет, следов преступления и т.д.

Читайте также:  Понятие оружия, как орудия преступления

Особое внимание уделяется близлежащей к ДТП территории, на которой могут быть обнаружены следы и предметы, имеющие значение для дела. Задачей осмотра является не только восприятие и описание непосредственно наблюдаемых объектов, фиксация последствий дорожного происшествия и оставления в опасности, но и выяснение самой обстановки происшествия, его механизма и причин. Целесообразно производить осмотр не только непосредственного места происшествия, но и местность до него и после в радиусе примерно 100–150 м[9].

В этом случае, во-первых, следователь сможет установить обстоятельства, способствовавшие совершению ДТП (например, место ДТП находится в зоне действия дорожного знака, ограничивающего скоростной режим; или имеются дефекты полотна проезжей части, объезд которых вызвал движение по встречной полосе, и т.д.). Во-вторых, особенно при оставлении преступником пострадавшего на своем транспортном средстве, на таком расстоянии можно найти какие-либо отделившиеся от автомобиля предметы, не опавшие сразу же после ДТП, а также проверить прилегающие к проезжей части дворовые территории, проулки с целью обнаружения в них брошенного автомобиля с характерными для ДТП повреждениями.

По окончании осмотра места происшествия подводятся его итоги и составляется протокол, если он не составлялся в ходе его проведения. Таким образом, успех в расследовании зависит от качественно произведенного осмотра места происшествия, исследования его обстановки и организации взаимодействия между следователем, оперативными работниками, сотрудниками ГИБДД, а также привлечения дополнительных сил и средств органов внутренних дел.

Источники и литература

  1. См.: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // Собрание законодательства РФ 27.02.2006, № 9, ст. 1020; Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" // Собрание законодательства РФ 05.11.2012, № 45, ст. 6282.
  2. По данным официального сайта ГИБДД МВД России – [Электронный ресурс] URL: https://www.gibdd.ru/stat/.
  3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Российские вести. 1993. 23 нояб.
  4. По сведениям УГИБДД УМВД по Приморскому краю, взятым по запросу автора.
  5. Байэтт Р., Уоттс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий. – М.: Транспорт, 1983. С. 15.
  6. Белкин Р.С. Очерки криминалистической тактики : учеб. пособие. – Волгоград, 1993. С. 150–151.
  7. Стешиц В.К., Янушко В.И., Ермолович В.Ф., Гурский В.П. Возможности судебных экспертиз при расследовании дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие. – Минск, 1994. С. 25.
  8. См. подробнее: Зубенко Е.В., Оровер В.О. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с составлением потерпевших в опасности: монография. – М., 2014.
  9. См.: Боровский Б.Е., Гуняев В.А., Овчинникова Г.В., Рохлин В.И. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Начальный этап. – Л., 1983. С. 32.

Опубликовано: «Организация деятельности органов расследования преступлений: управленческие, правовые и криминалистические аспекты (к 60-летию кафедры управления органами расследования преступлений): Сб. матер. междунар. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. – М.: Академия управления МВД России, 2015. Ч. 1. С. 313-318.


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.