Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Уголовно-исполнительное право / Некоторые проблемы организации инженерно-технических подразделений по обеспечению безопасности в местах лишения свободы и пути их решения

В статье представлен ряд проблем, которые имеются в настоящее время в организации деятельности инженерно-технических подразделении в сфере обеспечения безопасности осуждённых и персонала, в уголовно-исполнительной системе России. Рассмотрены пути совершенствования деятельности инженерно-технических подразделений исправительных учреждений, комплексы мер по обеспечению безопасности в местах лишения свободы.

организация безопасности в учреждениях фсин

Автор: Хабаров А.В.

Успех в решении задач по обеспечению надёжной изоляции осуждённых, лиц, заключённых под стражу, безопасности персонала уголовно-исполнительной системы и в целом учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, зависит от многих слагаемых. Значительную роль в этом играют инженерно-технические подразделения по обеспечению безопасности в местах лишения свободы.

За последние годы в исправителю пах учреждениях специалистами групп (отделов) инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения, а также центров инженерно-технического обеспечения территориальных органов ФСИН России внутренние территории охраняемых объектов оборудованы дополнительными инженерными ограждениями и непрерывными рубежами обнаружения что позволило увеличить глубину охраны и плотность противопобеговых заграждений, создать условия караулам и дежурным сменам для задержания покушающихся на побег преступников в границах запретных зон охраняемых объектов.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы активно ведется оснащение следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности.

В настоящее время инженерно-техническими подразделениями учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, оборудованы интегрированными системами безопасности 50,1 % от общего количества охраняемых объектов.

Однако, несмотря на прилагаемые усилия, направленные на совершенствование инженерно-технического обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы, на сегодняшний день на некоторых объектах всё ещё используются технические системы обеспечения охраны, разработанные в 60-70-х годах прошлого века. Поставка технических средств охраны и надзора, осуществляемая в рамках гособоронзаказа, удовлетворяет потребности учреждений в данной аппаратуре лишь на 19 %.

Другой существенной проблемой в деятельности инженерно-технических подразделений является нехватка квалифицированных специалистов по эксплуатации поступающей современной аппаратуры и ремонту имеющихся в исправительных колониях технических средств.

К тому же модернизация инженерно-технического оснащения исправительных учреждений ведёт к увеличению объёмов работ, связанных с установкой и поддержанием в рабочем состоянии инженерно-технических средств охраны и надзора.

Для решения существующих на современном этапе в уголовно-исполнительной системе проблем, связанных с развитием инженерного и технического потенциала учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, согласно концептуальным основам развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы предлагается осуществить:

  • передачу функций по текущему ремонту и обслуживанию инженерно-технических средств охраны и надзора подрядным организациям, имеющим лицензии на осуществление подобного рода деятельности;
  • ликвидацию групп инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения отделов охраны учреждений, центров инженерно-технического обеспечения территориальных органов ФСИН России, межрегиональных ремонтно-восстановительных баз ФСИН России.

На первый взгляд, необходимость передачи функций по текущему ремонту и обслуживанию инженерно-технических средств охраны и надзора подрядным организациям, имеющим лицензии на осуществление подобного рода деятельности, является обоснованным процессом, так как рассмотренные выше проблемы значительно снижают надёжность охраны учреждений уголовно-исполнительной системы, а также отрицательно влияют на обеспечение безопасности в местах лишения свободы.

Однако, ликвидировав группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения отделов охраны учреждений, а также центры инженерно- технического обеспечения территориальных органов ФСИН России, возникнет необходимость использовать услуги подрядных организаций не только в поставке, но и монтаже средств инженерно-технического оснащения исправительных учреждений.

В современных условиях ряд учреждений уголовно-исполнительной системы уже столкнулись с проблемой, связанной с поставкой новой аппаратуры: это и нарушение правил монтажа электронных компонентов, и использование микросхем со стёртой маркировкой, что препятствует замене радиодеталей, а, следовательно, неизменно ведёт к удорожанию ремонта данных технических средств, так как нет возможности его проведения в центрах инженерно-технического обеспечения территориальных органов ФСИН России.

Кроме этого, на сегодняшний день при проведении аукционов в рассматриваемой сфере условие обязательного монтажа оборудования в конкурсной документации не указывается. Получается, что к сотням миллионов рублей госконтракта придётся ещё добавлять несколько десятков миллионов на установку и ввод систем обеспечения безопасности в эксплуатацию, монтаж кабелей заземления и питания и прочие работы.

Данные негативные моменты ведут к неэффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, что противоречит целям, указанным в Федеральном законе Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд».

Читайте также:  Рецидив преступлений в свете изменений уголовного закона

Так, настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов [1].

Однако, как оказалось, на практике заложенные в указанном федеральном законе цели в большинстве случаев «к сожалению, во многом остались декларациями», заявил Президент Российской Федерации, выступая в ноябре 2010 года в Кремле с третьим Посланием Президента Федеральному Собранию. Д. А. Медведев констатировал: «По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей». Он считает, что пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках - «более продуманной и более современной».

По существующей проблеме заместитель председателя правительства Российской Федерации С. Иванов, выступая на отчетной коллегии Министерства образования и науки 19 марта 2011 года в Москве, заявил: «В том виде, в каком существует 94-й закон, он неприемлем. Надо его либо кардинально менять, либо писать новый закон».

Вице-премьер уверен, что в наукоемких отраслях невозможно проводить госзакупки без предварительной квалификации поставщиков. «Я за конкуренцию, но квалифицированную конкуренцию, а не между жуликом и квалифицированным поставщиком, а сейчас так и получается», - сказал он.

А. Лихачев, заместитель министра экономического развития России, в своём интервью «Российской бизнес-газете» указал причины о необходимости изменения законодательства о госзакупках: «В первую очередь сегодня мы имеем недоверие общества к системе государственных закупок, к процедурам, открытости и честности проведения госзаказа» [2].

Далее А. Е. Лихачев заявил: «Мы не снимаем с себя ответственности за действующий закон. Последние серьёзные поправки, которые были приняты в мае, являются мостиком между процедурным законом 94-ФЗ и будущей федеральной контрактной системой. Править дальше его нельзя. В закон и так внесено более 20 пакетов поправок. Необходимо пересмотреть сам подход к регулированию закупок.

Принятый в 2005 году федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был абсолютно революционным для своего времени, благодаря ему были достаточно жёстко отрегулированы процедуры проведения закупок, бизнес и общество получили доступ к информации о государственных конкурсах.

Но 94-й закон был направлен на решение достаточно узкого спектра задач, сейчас необходима принципиально новая правовая база для обеспечения качества закупок. От идеи прозрачной и эффективно администрируемой процедуры размещения заказа, лежащей в основе 94-го закона, необходимо переходить к идеологии эффективного управления всем циклом закупки. Это означает включение в единое правовое пространство этапа планирования закупок, осуществления конкурсных процедур, а затем и аудита выполненных контрактов» [3].

Таким образом, несовершенство законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд отражается во всех сферах деятельности государственных и негосударственных структур, включая уголовно-исполнительную систему.

Поэтому на данном этапе развития рыночных отношений в российском государстве преждевременно осуществлять процедуру передачи функции по текущему ремонту и обслуживанию инженерно-технических средств охраны и надзора подрядным организациям, имеющим лицензии на осуществление подобного рода деятельности.

Отсутствие заинтересованности у данных организаций в конечном результате повлечёт постоянные противоречия в установлении причин выхода из строя технических средств и деление ответственности между исправительным учреждением и организацией, производящей эксплуатацию и ремонт инженерно-технических средств безопасности. К тому же при значительном удалении части учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, от городов, где имеются подобные организации, оперативность в устранении неисправностей аппаратуры будет крайне низкой.

Читайте также:  Условное осуждение. Ответственность условно осужденных

Данные проблемы, несомненно, отразятся на качестве работы технических средств охраны и надзора, процессе их модернизации и в целом на обеспечении безопасности в местах лишения свободы.

Таким образом, на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы, которое проходит параллельно с развитием экономических отношений в государстве, вопросы повышения надежности охраны исправительных учреждений, а также обеспечения безопасности осуждённых и персонала уголовно-исполнительной системы необходимо решать в двух направлениях: во-первых, формирование федеральной контрактной системы, направленной на эффективное управление всем циклом закупки, во-вторых, совершенствование деятельности инженерно-технических подразделений ФСИН России.

Для осуществления процесса развития инженерно-технических подразделений в условиях модернизации технического потенциала исправительных учреждений необходимо в первую очередь решить существующую в настоящее время проблему дефицита квалифицированных специалистов.

Таких специалистов инженерно-технического обеспечения для службы в уголовно-исполнительной системе готовит Воронежский институт ФСИН России.

Институт осуществляет образовательную деятельность как в рамках среднего профессионального образования, так и высшего профессионального образования по специальностям «Юриспруденция», «Сети связи и системы коммутации», «Радиотехника», «Правоохранительная деятельность» с нормативным сроком освоения по очной форме обучения 5 лег на базе среднего (полного) общего образования [4].

При этом ежегодно институт проводит выпуск 50 офицеров, которым присвоена квалификация «инженер». Данных специалистов, учитывая количество территориальных органов и учреждений уголовно исполнительной системы, явно недостаточно. Кроме этого, выпускники Воронежского института ФСИН России предпочитают служить в регионах, расположенных в непосредственной близости от их места жительства, а это ближайшие к Воронежу субъекты Российской Федерации. Из этого следует, что кадровые аппараты других территориальных органов не уделяют должного внимания комплектованию инженерных должностей, обеспечивающих эксплуатацию и ремонт технических средств в учреждениях уголовно-исполнительной системы высококвалифицированными специалистами, которые прошли необходимую профессиональную подготовку во время учебного процесса и в полной мере осознают важность обеспечения правопорядка и безопасности в местах лишения свободы.

Для решения данной проблемы необходимо увеличить количество специалистов, проходящих обучение по специальностям «Радиотехника», «Сети связи и системы коммутации». При этом следует активизирован» работу кадровых аппаратов учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы по направлению кандидатов на учёбу по указанным специальностям в Воронежский институт ФСИН России.

Привлечение выпускников Воронежского института ФСИН России к служебной деятельности в пенитенциарной системе, которые прошли обучение по указанным специальностям, крайне важно для совершенствования деятельности инженерно-технических подразделений уголовно-исполнительной системы, этот процесс, несомненно, поднимет на качественно новый уровень как организацию деятельности данных подразделений, так и непосредственно обслуживание и эксплуатацию комплексов инженерно-технических средств охраны и надзора.

Высокий профессиональный уровень выпускников не вызывает сомнений, так как в ходе учебного процесса курсанты изучают такие дисциплины, как «Средства обнаружения и контроля», «Системы сбора и обработки информации», «Системы и средства связи в уголовно-исполнительной системе», «Техническая эксплуатация инженерно-технических средств охраны и надзора и средств связи», «Техника микропроцессорных систем в коммутации», «Основы телевидения и видеонаблюдения» и другие.

Следовательно, комплектование инженерных должностей, обеспечивающих эксплуатацию и ремонт инженерно-технических средств в учреждениях пенитенциарной системы, такими специалистами приведёт к качественному подходу в решении задач, определённых в концептуальных положениях развития охраны, по модернизации инженерно-технического оснащения охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы с применением современных технологий и технических средств, а также реализации процесса оснащения всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности [5], определённого Концепцией развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

При этом в условиях реорганизации структуры подразделений, обеспечивающих безопасность в местах лишения свободы, и создании на базе отделов охраны и надзора отделов режима, которые структурно будут состоять из группы управления и трёх отделений - отделения надзора, отделения охраны и кинологического отделения, в целях качественной эксплуатации и своевременного обслуживания инженерно-технических средств охраны и надзора, а также для объективности оценки состояния данных средств необходимо создание инженерно-технических подразделений в исправительных учреждениях, которые подчинялись бы непосредственно начальнику учреждения. Штатная численность групп (отделов) инженерно- технического обеспечения должна зависеть от вида учреждения, его площади и протяжённости периметра охраняемого объекта, а, значит, от количества используемых для обеспечения безопасности инженерных и технических средств и разновидности последних.

Читайте также:  Последние изменения в Уголовном кодексе и предмет уголовно-исполнительного права

Кроме этого, на руководителя инженерно-технического подразделения исправительного учреждения, старшего инженера группы инженерно- технического обеспечения, связи и вооружения целесообразно возложить обязанности по организации и ведению постоянного мониторинга в области применения инженерных и технических средств охраны и надзора. В процессе данного мониторинга необходимо давать оценку эффективности применения инженерных и технических средств, проводить сбор и анализ сведений об их отказах и неисправностях. В результате собранную информацию старший инженер должен направлять в форме отчётно-статистической документации в отдел инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения территориального органа ФСИН России для прогнозирования дальнейшего применения специальной техники и инженерных сооружений с целью совершенствования и модернизации инженерно-технического оснащения учреждений уголовно-исполнительней системы в сфере обеспечения безопасности в местах лишения свободы.

Таким образом, процесс аутсорсинга в области применения инженерных и технических средств безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы возможен в условиях формирования федеральной контрактной системы, направленной на эффективное управление всем циклом закупки, результатом которого будет проведение аудита выполненных контрактов, т. е. проверки финансовой и хозяйственно-экономической деятельности как исправительных учреждений, так и подрядных организаций в рамках осуществленного заказа.

При этом в настоящее время в целях реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года по перепрофилированию исправительных учреждений в новые виды учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, необходимо использовать комбинированную систему в области оснащения учреждений инженерными и техническими средствами охраны и надзора, суть которой заключается в совместной деятельности подрядных организаций и инженерно-технических подразделений учреждений в вопросах установки и монтажа инженерных сооружений и технических средств, обслуживание аппаратуры и её незначительный ремонт осуществлять силами специалистов групп (отделов) инженерно-технического обеспечения.

В результате увеличения количества технических средств, средств видеонаблюдения, разнообразие их модификаций, применяемых для обеспечения безопасности в местах лишения свободы, на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы в исправительных учреждениях необходимы подразделения инженерно-технического обеспечения, способные в кратчайшие сроки качественно устранить неисправность установленной на охраняемом объекте аппаратуры.

Для этого следует активизировать работу кадровых аппаратов учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с целью обеспечения инженерно-технических подразделений высококвалифицированными специалистами.

Формирование инженерно-технических подразделений безопасности в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы в непосредственном подчинении начальника исправительного учреждения позволит руководителю учреждения объективно оценивать положение дел в данном подразделении и эффективность применения па охраняемом объекте технических средств и инженерных сооружений, следить за проводимым мониторингом в рассматриваемой сфере.

Рассмотренные организационно-штатные мероприятия, несомненно, отразятся на совершенствовании деятельности инженерно-технических подразделений, при этом значительно повысится надёжность работы технических средств охраны и надзора, и, следовательно, будет на высоком техническом уровне осуществляться процесс обеспечения безопасности в местах лишения свободы.

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 11. 07. 2011) / / Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ст. 3105.
  2. Потенциал 94-ФЗ исчерпан // Российская бизнес-газета. 2011. 06 июля.
  3. Там же.
  4. Отчёт о результатах самообслуживания образовательного учреждения по реализации программы дополнительного образования по направлению подготовки: «Управление государственными и муниципальными заказами». Воронеж, 2010.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». М.: ФБУ Объединенная редакция ФСИН России, 2010.

Опубликовано: Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 7-14.


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.