Введение в юридический оборот понятия «коррупционного преступления» не решит проблемы использования предлагаемых норм на практике, вместе с тем позволит при наличии пробелов в законодательстве: двух определений преступления, виновности, прямого умысла и корыстных побуждений, исключить уголовную ответственность коррупционеров. Важно не только стратегически определить сущность коррупционного преступления, а урегулировать правовой механизм квалификации коррупционных преступлений и определение уголовной ответственности виновных.
Автор: Андреева Л.А.
В условиях новых экономических отношений происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности деяний. Многие виды коррупционных проявлений относятся к категории должностных преступлений, главным стимулом которых является возможность получения экономической выгоды, связанной с использованием властных полномочий. В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции приняла новые масштабы и формы, действия коррупционеров многообразны, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности чиновников. Квалифицируя преступления, необходимо учитывать наличие в уголовном законе общих и специальных составов преступлений, применение норм которых решается в соответствии с правилами конкуренции уголовно-правовых норм, что вызвало трудности в определении коррупционных преступлений правоохранительными органами на практике.
Эволюция преступности является зеркальным отражением изменений в экономических, социально-политических отношениях в обществе, что неуклонно требует совершенствования уголовного законодательства.
По мнению Б.В. Волженкина, «коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.[1] Б.В. Волженкин к коррупционным преступлениям отнес[1] следующие преступления ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, 285, 289, 290, 291, 292, 169, 178, 201, 204, 184 УК РФ, тем самым к рассматриваемым преступлениям отнесено 13 составов.
В отсутствие нормативного уголовно-правового регулирования перечня коррупционных преступлений, многие правоохранительные органы принимали меры по определению «собственного» перечня коррупционных преступлений. Например, в совместном указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 399/11/1 (в ред. Указания Генпрокуратуры РФ N 187/86, МВД РФ N 2 от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности»[8] в приложении 1 преступления коррупционной направленности дифференцированы на три группы (всего более 40 составов преступлений).
В приказе Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ»[5] к преступлениям коррупционной направленности отнесены 29 составов, представляемых почти все родовые объекты российского уголовного законодательства.
Представляет интерес отнесение преступлений к коррупционным судебными органами. В приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 23.06.2010 № 130 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности»[6] к ним отнесены более 40 состава, охватывающих весь объектный спектр Особенной части УК РФ.
Таким образом, как на теоретическом уровне, так и на практике отсутствует единое мнение о преступлениях, относимых к коррупционным. Большинство специалистов к коррупционным преступлениям относят все должностные или служебные преступления, отсутствует четкое объектное отнесение преступлений к коррупционным, не определен круг субъектов коррупционных преступлений, так как большинством исследователей под ним понимается только государственный или муниципальный служащий.
С вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"[4] в законодательстве впервые появилось определение коррупции. Традиционное понятие коррупции ограничивалось весьма узкой сферой общественных отношений, включающей деятельность должностных лиц, находящихся на государственной службе. В пункте 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ[4], законодателем определено понятие «коррупция»: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний от имени или в интересах юридического лица.
По мнению автора, в законе «коррупция» определяется путем перечисления противоправных действий (бездействия), являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, указывается на сущностный признак коррупции - незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды указанному лицу другими лицами, тем самым определены коррупционные квалификационные признаки, а, следовательно, сущностное определение коррупции в законе отсутствует. Некоторые авторы, однако, считают, что представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действий окажутся за пределами действия Уголовного кодекса РФ или иного закона[3], с чем, в части, не может согласиться автор.
Наукой сделан значительный шаг в изучении коррупции. Это стало возможным в силу того, что отечественная правовая мысль преодолела ту точку зрения, согласно которой коррупция сводилась к взяточничеству. Одним из важных моментов, определяющих стратегию противодействия коррупции, является необходимость внесения определения коррупционности в УК РФ. В настоящее время законодатель внес на обсуждение Государственной Думы РФ проект федерального закона № 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями».[7]
Проект закона № 292869-6 содержит определение коррупционного преступления, а именно в части 1 статьи 141 «Понятие коррупционного преступления» указывает, что коррупционным преступлением признается совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой - четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания общественно опасное деяние, предусмотренное частью второй и третьей настоящей статьи.[7] Таким образом, в Общей части Уголовного Кодекса РФ, наряду с определением преступления, предполагается внести «особое определение» коррупционного преступления.
Рассмотрим, в чем тождество и различия определения «преступления» и «коррупционного преступления», обратимся к определению «преступления» в соответствии со ст.14 УК РФ. Согласно части 1 статьи 14 «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.» [9]
Таким образом, ст.14 УК РФ[9] и статья 141 Проекта дополнений и изменений в УК РФ[7] указывают, что преступление и коррупционное преступление являются общественно опасными деяниями, что вызывает опасения по определению квалификации конкретного преступления, так как при коллизии норм уголовного законодательства, возможно применение как первого определения, так и второго, что значительно затруднит правоприменение и судебную практику при определении коррупционного преступления.
Статья 141 Законопроекта [7] предлагается ввести в определение "коррупционного преступления" также указание о прямом умысле, из корыстных побуждений и специальным субъектом - лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ. Таким образом, законодатель подменяет понятие виновности наличием прямого умысла и корыстными побуждениями. Такая трактовка деяния существенно меняет квалификацию коррупционного преступления, в том числе ссылка на признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ, сводят коррупционное преступление к сущности части должностных преступлений. В этой отсылочной норме усматривается отсутствие потребности в определении коррупционного преступления и его назначения для Общей части УК РФ, и наоборот, необходимость определения квалифицирующих признаков коррупционного преступления.
Автор отмечает, что из определений коррупции обоснованным представляется определение, указанное в материалах ООН: «злоупотребление властью с целью получения личной выгоды»[2]. Данное определение является наиболее емкой трактовкой понятия «коррупция», отражает ее суть, то есть злоупотребление для выгоды и, возможно может послужить основой квалифицирующего признака коррупционного преступления. Иные определения коррупционного преступления носят криминологический характер, способны оказывать профилактическое и свойство предупреждения, но для практики существенного значения не имеющие.
Формы коррупции разнообразны: от получения взяток за совершение как законных, так и незаконных действий (в том числе за вмешательство коррумпированных должностных лиц в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей), до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, продажи должностей и званий, коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов за вознаграждение и т. п. Наиболее типичные проявления коррупции — подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение работников по признаку родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений). Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.
Давая определение коррупции, ее особенностей большинство юристов считают, что для правильного понимания ее сути важен учет целей участников заключаемой противозаконной сделки. В ее основе всегда лежит обоюдно извлекаемая сторонами выгода в самом широком понимании. Она, как правило, носит конкретный, материальный характер, или может быть нематериальной (например, помощь в избирательной компании)[2].
Вызывает сомнения и определение «специального субъекта» в проекте изменений в УК РФ, где в понятии коррупционного преступления, так как отсылочная норма к лицу, подпадающему под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ, не охватывают всех коррупционных преступлений. Следовательно, часть коррупционных преступлений не будут подпадать под определение коррупционного преступления, а в некоторых случаях, не могут быть признаны уголовными преступлениями.
Автор предлагает внести в Общую часть УК РФ статью 34.1 «Ответственность за коррупционные преступления» из трех частей в следующей редакции: ответственность за коррупционные преступления определяется характером и степенью фактического участия в совершении преступления злоупотребления властью с целью получения личной выгоды либо в пользу третьих лиц.»
Автор полагает, что в соответствии со статьей 14 УК РФ любое лицо, совершившее преступление, должно быть под угрозой наказания, а наличие признака коррупционности и закрепление в Общей части УК РФ уголовной ответственности за деяния, имеющего признаки коррупционности, решит задачи, поставленные перед уголовным законодательством в области борьбы с коррупцией. Следует дополнить Общую часть УК РФ статьей 70.1 «Назначение наказания за коррупционное преступление» из четырех статей: «При назначении наказания по коррупционному преступлению срок назначается отдельно. При назначении наказания по коррупционным преступлениям максимальный срок или размер наказания не применяется. Срок и размер наказания за коррупционное преступление исчисляется путем увеличения в два раза по всем видам наказаний. Назначение наказания по коррупционным преступлениям по совокупности приговоров (ст.ст.70,71 УК РФ) не применять».
Таким образом, автор полагает, что определение коррупции должно носить законодательную юридическую конструкцию, которая не исключает правового определения квалифицирующего признака противодействия коррупционным преступлениям. Именно в этом случае возможна выработка механизма конфискации имущества коррупционера.
Сомнительны предложения об определении понятия «специального субъекта», так как требуется уяснить различия понятий «должествование» и «публичного лица» и указать соответствующие дифиниции. На практике коррупционные преступные деяния совершаются не только чиновниками, а депутатами и иными выборными лицами (например, председателями коллегиальных органов), не связанными ни подчиненностью, ни прямым умыслом либо корыстью, но играющим существенную роль в коррупционной схеме.
Таким образом, введение в юридический оборот понятия «коррупционного преступления» не решит проблемы использования предлагаемых норм на практике, вместе с тем позволит при наличии пробелов в законодательстве: двух определений преступления, виновности, прямого умысла и корыстных побуждений, исключить уголовную ответственность коррупционеров. Важно не только стратегически определить сущность коррупционного преступления, а урегулировать правовой механизм квалификации коррупционных преступлений и определение уголовной ответственности виновных.
Источники и литература
- Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. - 156 с.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https // www/consultant.ru (Дата обращения 10.09.13)
- Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. №6 // КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https // www/consultant.ru (Дата обращения 10.09.13)
- О противодействии коррупции: федеральный закон [25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 № 329] // СЗ РФ – 2008. - № 52(ч.1). - Ст. 6228; 2011. - № 48. – Ст. 6730
- Приказ Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: hyttp://www.durex-promo.ru (Дата обращения 10.09.13)
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 23.06.2010 № 130 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: hyttp://www.durex-promo.ru (Дата обращения 10.09.13)
- Проект федерального закона № 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» //КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https // www/consultant.ru (Дата обращения 10.09.13)
- Указание Генпрокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. N 399/11/1 и МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (в ред. Указания Генпрокуратуры РФ N 187/86, МВД РФ N 2 от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: hyttp://www.durex-promo.ru (Дата обращения 10.09.13)
- Уголовный Кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https // www/consultant.ru (Дата обращения 10.09.13).
Опубликовано: «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях». Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013). Выпуск 10. Часть 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.