Проблема противодействия коррупции в современной России весьма актуальна, как актуальны и вопросы, связанные с разработкой комплекса организационно-правовых мер противодействия коррупции. На сегодняшний день нормативная база, ориентированная на противодействие коррупции, поистине огромна и определяет, вне сомнений, ключевые направления антикоррупционной политики государства. Вместе с тем здесь не исключены так называемые «перегибы», которые условно можно определить как «антикоррупционные излишества». И в этой связи, как представляется, тезис «чиновника тоже надо защищать» обусловливает актуальность исследования вопросов о защите государственных служащих от такого рода антикоррупционных излишеств. Такого рода «излишества», с одной стороны, могут противоречить морально-нравственным установкам людей, с другой стороны, могут порождать поистине комические ситуации в деятельности государственных или муниципальных органов.
Автор: Сумачев А.В.
Проблема противодействия коррупции в современной России весьма актуальна, как актуальны и вопросы, связанные с разработкой комплекса организационно-правовых мер противодействия коррупции. На сегодняшний день нормативная база, ориентированная на противодействие коррупции, поистине огромна и определяет, вне сомнений, ключевые направления антикоррупционной политики государства. Вместе с тем здесь не исключены так называемые «перегибы», которые условно можно определить как «антикоррупционные излишества». И в этой связи, как представляется, тезис «чиновника тоже надо защищать» обусловливает актуальность исследования вопросов о защите государственных служащих от такого рода антикоррупционных излишеств. Такого рода «излишества», с одной стороны, могут противоречить морально-нравственным установкам людей, с другой стороны, могут порождать поистине комические ситуации в деятельности государственных или муниципальных органов.
Приведем лишь некоторые примеры.
Так, весьма неоднозначной является позиция руководства различного уровня относительно обязывания государственных служащих уведомлять (незамедлительно сообщать), а, по сути, доносить на лиц, склоняющих их к совершению коррупционных правонарушений [1, 2]. Более того, неисполнение обязанности уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений несовместимо с его дальнейшей служебной деятельностью в государственных органах.
Дело в том, что «доносительство» в российском (советском) обществе всегда вызывало и вызывает неприятие, а порой даже нетерпимость и враждебность. В этой связи «обязывание» государственного служащего уведомлять обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений следует изменить на соответствующее «правомочие», исключительно зависящее от морально-нравственных и профессиональных установок конкретного служащего.
Далее, вызывает некоторые сомнения обоснованность «обязывания пассивного социально значимого поведения». Так, абз. 3 п. 2. 7 Кодекса служебного поведения (этики) лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Мурманской области определяет: «Нравственным долгом для государственного служащего в случае его несогласия с политикой, проводимой государством или конкретным государственным органом, где он служит, является уход в отставку». Данное положение, как представляется, явно противоречит морально-нравственным установкам активного члена общества, поскольку принуждает «несогласных» исключительно к пассивному поведению, игнорируя их активную социальную позицию.
Антикоррупционные излишества могут порождать, как отмечалось, подлинно комические ситуации в деятельности государственных или муниципальных органов. Так, например, в «Положении о противодействии коррупции в учреждении» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 34» (принято Попечительским советом, протокол № 3 от 24. 03. 2014) отмечается, что к действиям работников детского сада, нарушающим антикоррупционное законодательство, могут относиться следующие: «Совершение работниками детского сада высказываний или действий, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или просьба о взятке», в частности: «К числу таких высказывании относится: «спасибо на хлеб не намажешь», «вопрос решить трудно, но можно», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «ну, что делать будем? » и т. д. » (п. 3. 8. 1 Положения) [3].
Другой пример, имевший место в одном из департаментов одного из субъектов Российской Федерации (по этическим мотивам не указываем конкретный орган). В департаменте обсуждался вопрос о том, какие сведения государственным служащим следует указывать в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом исключительно серьезно выдвигались предложения о необходимости указания размера так называемых «бонусов», которые начисляются при пользовании отдельными видами дисконтных карт (например, дисконтных карт, используемых на автозаправочных станциях «Лукойл»). Более того, предлагалось документировать как доход размер скидок по дисконтным картам, но с оговоркой, чтобы они были пластиковые (не бумажные). В конечном же итоге было определено, что в качестве доходов следует указывать такие «бонусы», которые можно документально подтвердить, в частности «бонусы» от использования пластиковых карт «Сбербанка» по программе «Спасибо от Сбербанка».
Как видим, антикоррупционные излишества имеют место, и, соответственно, реализация идеи о том, что «чиновника тоже надо защищать», является весьма актуальной.
Литература
- Кодекс служебного поведения (этики) лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Мурманской области (утв. постановлением правительства Мурманской области от 25 августа 2010 г. № 373-ПП).
- Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2011 г. № 19-ПГ) (в ред. постановлений губернатора ЯНАО от 30. 09. 2013 № 142-ПГ, от 09. 09. 2014 № 1 122-ПГ).
- Официальный сайт Управления по образованию администрации Наро-Фоминского района Московской области [Электронный ресурс]. URL: http: //nfdou34. edumsko. ru/documents/other_documents/ polozheniya1/polozhenie_o_protivodejstvii_korrupcii/ (дата обращения: 05. 01. 2016).
Опубликовано: Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 16-2. С. 72-73.
Предыдущая статья: Порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства