Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Уголовно-исполнительное право / Место ограничения свободы в системе уголовных наказаний

При исполнении наказания уголовно-исполнительной инспекцией (специализированный государственный орган, созданный именно для исполнения наказаний) достаточно четко прослеживаются отличия от деятельности исправительных учреждений, арестных домов или дисциплинарных воинских частей, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества. Отсутствие изоляции человека от общества существенно снижает карательный потенциал применяемого наказания и вносит некоторый элемент добровольности в его исполнение. В этой связи уголовно-ис­полни­тель­ные инспекции в значительной мере заняты не столько исполнением, сколько контролем исполнения наказания.

ограничение свободы

Автор: Петров В.В.

Шел в комнату, попал в другую.
А.С.Грибоедов

Существуют различные классификации видов уголовных наказаний. Есть наказания основные и дополнительные, связанные и не связанные с обязательным привлечением осужденного к труду. Также выделяют наказания связанные и не связанные с изоляцией человека от общества.

Регламентация исполнения такого вида уголовного наказания, как ограничение свободы, помещено законодателем в раздел II Уголовно-исполни­тельного кодекса Российской Федерации «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества». Легальное определение понятия «изоляция от общества» на сегодняшний день отсутствует. Его нам не дают ни текст закона, ни подзаконные нормативные акты. Поэтому выделение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, имеет в определенной степени произвольный характер.

Если следовать тексту Уголовно-исполнительного кодекса РФ, то к данной категории отнесены такие основные наказания, как обязательные ра­боты, исправительные работы, ограничение свободы, а также все, назначаемые только в качестве дополнительных (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; конфискация имущества) или в качестве как дополнительных, так и основных (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Ввиду отсутствия четких критериев отнесения того или иного вида наказания к данной группе, попытаемся выделить их наиболее характерные черты.

Большинство наказаний, не связанных с изоляцией от общества, предполагает для осужденного те или иные материальные ограничения, то есть наказание имеет характер денежного (или имущественного) взыскания. Так, например, штраф представляет собой денежное взыскание, ис­числяемое в минимальных размерах оплаты труда (от 25 до 1000) или в раз­мере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Ярким примером имущественного взыскания выступает конфискация имущества.

Основой наказания в виде исправительных работ выступают удержания из заработной платы осужденного в пределах от пяти до двадцати процентов ежемесячно. То есть это стабильное недополучение определенной части дохода на период от двух месяцев до двух лет.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Таким образом осужденный не получит вознаграждения за работу в течение от восьми до тридцати полных рабочих дней.

Не столь явно этот признак выражен у наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью. Однако ограничение в выборе трудовой деятельности может также обернуться упущенной материальной выгодой.

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на осужденного не возлагается обязанность проживать в учреждении, исполняющем наказание. Могут вводиться определенные ограничения свободы передвижения – так, для отбывающего исправительные работы может быть установлен запрет покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска и ряд других (см. ст.41 УИК РФ). Но, тем не менее, проживают осужденные дома.

Читайте также:  Влияние среды на постпенитенциарное поведение лиц, отбывших наказание

Если это не противоречит требованиям приговора суда (например, о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) осужденный продолжает трудиться на прежнем рабочем месте. В ряде случаев это даже прямо предусмотрено законом. Наказание в виде исправительных работ отбывается «по месту работы осужденного» (ст.50 УК РФ).

Наказание может исполняться государственным органом, для которого подобная деятельность не является основной. Это относится к наказаниям, исполняемым судом (штраф, конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград). Даже в случаях, когда de facto наказание исполняется службой судебных приставов, мы имеем дело с государственной структурой, выполняющей еще ряд функций наряду с вышеназванной.

При исполнении наказания уголовно-исполнительной инспекцией (специализированный государственный орган, созданный именно для исполнения наказаний) достаточно четко прослеживаются отличия от деятельности исправительных учреждений, арестных домов или дисциплинарных воинских частей, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества. Отсутствие изоляции человека от общества существенно снижает карательный потенциал применяемого наказания и вносит некоторый элемент добровольности в его исполнение. В этой связи уголовно-ис­полни­тель­ные инспекции в значительной мере заняты не столько исполнением, сколько контролем исполнения наказания. У уголовно-исполни­тель­ных инспекций отсутствует право применять поощрения и взыскания по отношению к осужденным. Этим, как и организацией труда осужденных, контролем его количества и качества, заняты предприятия и учреждения, в которых работают осужденные.

Совершенно особое место в рассматриваемой группе занимает наказа­ние в виде ограничения свободы. Причем первое, что наводит на эту мысль, не относится к исполнению именно этого наказания.

Статья 36 УИК РФ определяет порядок исчисления срока наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае назначения этого наказания в качестве дополнительного срок исчисляется по разному в зависимости от того, дополнительным к какому наказанию оно назначено. При назначении в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам или исправительным работам срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

Если рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы «срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения». Относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы все понятно – все они могут быть отнесены к «связанным с изоляцией от общества». В условиях изоляции осужденный не может занимать запрещенные для него должности и для него затруднительно заниматься запрещенной деятельностью. Однако в этом же перечне присутствует и ограничение свободы, наказание, помещенное в УИК РФ в раздел не связанных с этой самой изоляцией.

Проанализировав порядок и условия исполнения (отбывания) ограничения свободы приходишь к выводу, что данное наказание не соответствует ни одному из отмеченных выше критериев.

Читайте также:  Условное осуждение: как его положения толкуются в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 11 января 2007 года «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»

Во-первых, наказание в виде ограничения свободы полностью ли­шено каких бы то ни было элементов денежного (или имущественного) взыскания. Если осужденный к ограничению свободы работает, то из его заработной платы не производится никаких удержаний, обусловленных исполнением наказания.

Во-вторых, осужденный к ограничению свободы не про­живает дома. В соответствии со ст. 47 УИК РФ «осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены». По аналогии с ранее существовавшими спецкомендатурами органов внутренних дел можно было бы предположить, что сеть исправительных центров будет относительно густой. Утверждать это с той или иной степенью достоверности пока не приходится, трудно предположить по какому пути пойдет практика со времени создания в будущем этих видов учреждений. Однако совершенно ясно, это будет проживание не по прежнему месту жительства.

В-третьих, осужденный не трудится по прежнему месту работы. Осужденные обязаны «работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра» (п. «б» ч.3 ст.50 УИК РФ).

И, наконец, как уже было сказано, наказание в виде ограничения сво­боды исполняется специально для этого создаваемыми учреждениями – исправительными центрами (в организации деятельности которых много сходного с деятельностью исправительных учреждений). Орган местного самоуправления по представлению территориального органа уголовно-исполнительной системы, согласованному с органом внутренних дел, определяет границы территории исправительного центра (ч.1 ст.50 УИК РФ), за пределы которой осужденный не вправе выходить без разрешения на то администрации центра (п. «в» ч.3 ст.50 УИК РФ).

На территории данного учреждения должны действовать Правила внутреннего распорядка исправительных центров, которым обязаны подчиняться не только осужденные, но и иные лица, находящиеся на этой территории. Осужденные не имеют на руках паспортов или заменяющих их документов, вместо этого они обязаны постоянно иметь при себе «документ установленного образца, удостоверяющий личность» (п. «е» ч.3 ст.50 УИК РФ). Для осужденных, находящихся в исправительных центрах, устанавливается перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и приобретению (ч.6 ст.50 УИК РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру (ч.7 ст.50 УИК РФ).

По сравнению с иными наказаниями, не связанными с изоляцией от общества, при исполнении ограничения свободы администрация исполняющего наказание учреждения (исправительного центра) пользуется достаточно широкими дисциплинарными правами по отношению к осужденным – статьи 57 и 58 УИК РФ содержат перечни поощрений и взысканий, применяемых к отбывающим это наказание. Причем среди взысканий фигурирует водворение в дисциплинарный изолятор сроком до 15 суток (п. «в» ч.2 ст.58 УИК РФ), то есть помещение в условия, которые по аналогии с другими видами наказания могут быть названы условиями «строгой изоляции», что до­воль­но странно для наказания не связанного (de jure) с изоляцией как таковой.

Осужденные, отбывающие ограничение свободы, организуются в отряды (как в исправительных учреждениях).

Статья 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность, регламентирует порядок реализации этого права в отношении отбывающих арест, лишение свободы и ограничение свободы. То есть вновь ограничение свободы фигурирует вместе с наказаниями, связанными с изоляцией от общества. Аналогичная картина выявляется и в отношении регламентации порядка освобождения от отбывания наказания. Предусмотрен единый порядок освобождения от таких видов наказаний, как арест, лишение свободы и ограничение свободы.

Читайте также:  Черные кредиторы, или как взять кредит, чтобы остаться без жилья

Описанные выше условия, предусмотренные для исполнения (отбывания) ограничения свободы во многом (если не в большинстве своем) соответствуют условиям исполнения (отбывания) наказания в колониях-по­­селе­ниях (см. ст.129 УИК РФ). Однако есть весьма существенное различие – колонии-поселе­ния исполняют лишение свободы. В результате для двух разных осужденных, отбывающих наказания за аналогичные преступления в почти идентичных условиях, это будет иметь кардинально разные правовые последствия.

При самовольном оставлении исправительного центра без уважи­тель­ных причин это будет квалифицировано как злостное уклонение от отбывания наказания и грозит осужденному заменой неотбытой части срока на лишение свободы. Аналогичное оставление колонии-поселения будет квалифицироваться по ст.313 УК РФ как побег из места лишения свободы. А это – новое осуждение, новый срок, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, причем человек (как совершивший умышленное преступление в период отбывания лишения свободы) будет сразу же помещен в строгие условия отбывания наказания.

Если оба наши осужденные отбывали наказание впервые и до снятия или погашения судимости вновь совершили умышленное преступление (допустим, тяжкое), за которое их осудили к лишению свободы, то один из них (отбывавший наказание в исправительном центре) будет направлен в исправительную колонию общего режима, второй (тот, что содержался в колонии-поселении) – в колонию строгого режима.

Но даже если эти два человека отбыли наказание и никогда более не совершали преступлений, последствия для них все равно существенно различаются. Срок судимости для лиц, осуждавшихся к наказаниям более мягким, чем лишение свободы (каковым является ограничение свободы) предусмотрен в один год; для осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (то есть когда лишение свободы может отбываться в колонии-поселении) – три года.

Описанная выше ситуация, при всей ее внешней парадоксальности, является, в известной степени, закономерной. Дело в том, что довольно продолжительное время высказывались предложения отказаться от варианта отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и преобразовать его в самостоятельный вид наказания – ограничение свободы[1]. Но, как это бывает у нас достаточно часто, победил компромиссный вариант. Новый вид наказания – ограничение свободы – был введен, при сохранении исполнения лишения свободы в колониях-поселениях.

Вероятно, это был бы действительно идеальный вариант – исполнение ограничения свободы в колониях-поселениях. Но если исходить из действующего законодательства и учесть разительные отличия ограничения свободы от иных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, было бы логичным вывести его из соответствующего раздела Уголовно-ис­полнитель­но­го кодекса.

Литература

См., например: Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. С.13.

Опубликовано: Научные исследования высшей школы: Материалы итоговой научно-практической конференции. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2003.


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.