Претензионный порядок урегулирования споров

Сидоров А.С. Внимание! Обращайте внимание на действующую редакцию законов и других нормативно-правовых актов Участникам гражданского судопроизводства

pretenziya

претензия

В настоящее время примирительные процедуры стали все чаще применяться в досудебном урегулировании гражданских споров. К одной из таких процедур, в частности, как раз и относится претензионный порядок урегулирования споров.

Вместе с тем, не все знают, что такое претензионный порядок урегулирования споров, как составить претензию или, в случае необходимости, написать ответ на претензию.

Этот порядок представляет собой процедуру, связанную с тем, что спорящие стороны сами, без участия суда пытаются решить возникшую проблему. Для этого одна сторона направляет другой письменную претензию и получает ответ на претензию.

Использование претензионного порядка позволяет стороне, которая предполагает, что ее права нарушены, сообщить об этом другой стороне свои требования, а оппонентам в возникшем споре дать свою оценку обоснованности предъявленного требования и решить вопрос о возможности его добровольного удовлетворения.

Значение претензионного порядка двояко. С одной стороны, претензионный порядок урегулирования споров, направлен на примирение сторон, с другой, претензия может служить доказательством по делу, в случае не достижения согласия и передачи дела для разрешения в суд.

В одних случаях закон дает сторонам право выбора - обратиться с исковым заявлением сразу в суд или вначале написать и отправить другой стороне претензию (например, Закон «О защите прав потребителя»)

В других, соблюдение претензионного порядка урегулирования споров до обращения сторон в суд прямо предусмотрен действующим законодательством.

Так, например, требование о соблюдение предварительного претензионного порядка содержатся в следующих нормах действующего законодательства:

  • согласно ч. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено в суд лишь только в том случае, если получен отказ другой стороны на предложение об изменении или расторжении договора или в случае, когда в срок, который указан в предложении или установлен законом либо договором, ответ не получен (при его отсутствии - в 30-дневный срок);
  • в соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ до обращения в суд с иском к перевозчику предъявление к нему претензии обязательно;
  • Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в п. 1 ст. 161 также требует до предъявления иска предъявить соответствующую претензию к перевозчику или буксировщику;
  • Воздушного кодекса РФ в п. 3 ст. 124 сдержит положение, которое также устанавливает правило, согласно которому до предъявления иска к перевозчику ему должна быть предъявлена претензия;

Аналогичные предписания содержаться в Кодексе торгового мореплавания РФ (п. 1 ст. 403), Уставе железнодорожного транспорта РФ ч. 1 ст. 120), Федеральном законе от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (п. 1 ст. 12), Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ч. 2 ст. 39) и Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 25).

Как видим, круг ситуаций, когда требуется знать, как составить претензию и ответ на претензию, довольно широк.

Однако многие граждане, заинтересованные в разрешении споров, возникающих в связи с различными правоотношениями, не знают, как составить претензию, чтобы ее суть была понятна тому, кому она адресована, или дать правильный ответ на претензию.

Можно, конечно, обратиться за помощью к адвокату или другому юристу. Но можно в целях экономии средств постараться обойтись и своими силами (в некоторых книжках это называется "сам себе адвокат") .

В связи с этим хотелось бы поделиться информацией об одном заслуживающем внимании источнике на эту тему. Речь идет о книге М.А. Рожковой «Правила оформления, предъявления и рассмотрения претензий».

В книге в доступной форме изложены вопросы, касающиеся претензионного порядка урегулирования споров (в досудебном порядке), даются рекомендации о порядке действий сторон, обращается внимание на некоторые проблемы, которые могут возникнуть при работе с претензией.

Если вы хотите узнать, как составить претензию в случае необходимости разрешения спора в досудебном порядке, а также как подготовить ответ на претензию, получите доступ к книге «Правила оформления, предъявления и рассмотрения претензий» на странице «Библиотека».

P.S. Также рекомендую посмотреть сюжет о составлении и подаче претензии.

адвокат онлайн

звонок адвокату


Ключевые слова сайта: адвокат в Тюмени, уголовные дела

Уважаемый посетитель! Если материалы, размещенные на сайте оказались Вам полезными. Вы можете подписаться на рассылку уведомлений о публикации новых статей:

ПОДПИСАТЬСЯ

Внимание! В связи с текущими изменениями в законодательстве на момент Вашего обращения информация, содержащаяся в данной публикации, может частично устареть. Не смотря на то, что мы постоянно отслеживаем ситуацию и стараемся своевременно корректировать содержание публикаций, пожалуйста, при использовании тех или иных рекомендаций отнеситесь к ним критически. Обращайте внимание на действующую редакцию законов и других нормативно-правовых актов, на которые мы ссылаемся.
С уважением, адвокат в Тюмени Сидоров А.С.

Следующая статья:
Предыдущая статья:

Рубрика: Участникам гражданского судопроизводства
Метка:

Не нашли ответа на свой вопрос? Нажмите на кнопку, которая находится ниже, и смотрите интересующие вас видео-консультации на канале "Советы юристов".

youtube

СИДОРОВ АНАТОЛИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ,
адвокат тел: +7(904)8768419,
e-mail: advokatsidorov@mail.ru
625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 14


Комментарии

Оставьте Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.