Получение своевременных и квалифицированных ответов на обращения, необходимость эффективного оказания должностными лицами государственных и муниципальных услуг зависит от существования надлежащих механизмов правового регулирования подачи и оформления обращений граждан в органы власти, от качества законотворческой деятельности и документооборота в органах власти. Однако не все знают, как правильно обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления.
Современное российское законодательство среди форм участия населения в управлении делами государства предусматривает такую форму непосредственной демократии как возможность направления гражданами обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Получение своевременных и квалифицированных ответов на обращения, необходимость эффективного оказания должностными лицами государственных и муниципальных услуг зависит от существования надлежащих механизмов правового регулирования подачи и оформления обращений граждан в органы власти, от качества законотворческой деятельности и документооборота в органах власти.
Однако не все знают, как правильно обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления.
В этой связи, хотелось бы обратить внимание заинтересованных лиц на некоторые рекомендации.
Сразу оговорюсь, что я не являюсь их автором. Когда-то я наткнулся на них в сети Интернет (к сожалению, даже не запомнил, на каком ресурсе). Однако я думаю, авторы этих рекомендация не будут ко мне в претензии, так как они изначально предназначали их для распространения в широких массах для ликвидации юридической безграмотности населения. Чем я, кстати, и занимаюсь в этой публикации.
Итак, назовем эти рекомендации «Как правильно обратиться в органы власти» и приведем их дословно.
- Прежде, чем вы обратитесь в орган власти или организацию, четко определите для себя, чего вы хотите от них добиться и какую информацию получить. Выясните, относится ли Ваш вопрос к компетенции соответствующего органа власти или организации. В противном случае спустя месяц Вы рискуете получить ответ о том, что обратились не по адресу. Чтобы узнать, имеет ли соответствующий орган власти или организация сведения и/или документы, содержащие нужную Вам информацию или источник, из которых эта информация может быть взята, Вы можете уточнить в приемной (канцелярии) соответствующего органа власти или организации, на ее сайте в Интернете, если таковой имеется, или на официальном сайте администрации области.
- Обращайтесь в органы власти и организации только письменно. Ваше устное обращение не будет считаться официальным и нигде не будет зафиксировано. Так и устный ответ любого должностного лица не имеет статус официального и никого ни к чему не обязывает. На Ваше письменное же обращение (запрос) соответствующее должностное лицо должно будет дать ответ в письменном виде. Чтобы обратиться в соответствующий орган власти или организацию письменно, Вам надо узнать их точный адрес, должность, фамилию, имя и отчество руководителя, телефоны приемной (канцелярии), место и часы приема корреспонденции.
- Начинайте свое обращение (запрос) к органу власти с указания наименования и адреса органа власти и организации, в которые вы обращаетесь (желательно, но не обязательно указывать должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресовано обращение). Не забудьте указать свою фамилию, имя и отчество, а также адрес с индексом, по которому следует отправить Вам ответ, и свой телефон. В противном случае ответа Вы не получите.
- Желательно, чтобы ваше обращение (запрос) не превышало размера одной страницы. Старайтесь излагать свои мысли предельно четко, не поддавайтесь эмоциям, избегайте оценочных и оскорбительных суждений. Не стоит оскорблять тех, кого собираетесь о чем-то просить, даже если они этого заслуживают. Будьте максимально кратки и конкретны в своей жалобе или просьбе. Главное, что соответствующее должностное лицо должно понять из Вашего обращения (запроса) - это то, что именно у него просят и почему обращаются именно в этот орган власти или организацию. Лучше всего, если Ваше обращение будет напечатано на компьютере или пишущей машинке. Если нет возможности напечатать текст, то написан он должен быть разборчивым почерком. Составляйте обращение (запрос) обязательно в двух экземплярах. Один всегда оставляйте себе.
- Заканчивайте свое обращение (запрос) к органу власти указанием числа, месяца и года подачи обращения. Не забудьте оставить на нем свою подпись.
- Попытайтесь отдать свое обращение (запрос) через приемную (канцелярию) соответствующего органа власти или организации. Всегда сохраняйте у себя копию своего обращения (запроса). При этом проконтролируйте, чтобы при приеме обращения (запроса) на документе, который Вы оставите у себя, секретарь (сотрудник канцелярии) поставил дату приема обращения, входящий номер, подпись лица, принявшего обращение. Вы имеете право настаивать на том, чтобы документ, который Вы оставите у себя, был с соответствующими отметками.
- Если в органе власти или организации отказываются принять ваше обращение (запрос), вы имеете право настаивать на том, чтобы тот, кто оказывает в принятии обращения (запроса) указал на нем причины отказа, свою должность, фамилию, имя и отчество. Если Вам отказывают и в этом, Вы можете написать жалобу на этого сотрудника его вышестоящему начальнику или даже жалобу в прокуратуру или, как минимум, пригрозите этим. Независимо от причины отказа в принятии Вашего обращения отправляйте письмо по почте заказным письмом с уведомлением, чтобы впоследствии подтвердить факт его направления. Не забудьте и в этом случае оставить себе копию своего обращения (запроса). Кроме того, свое обращение (запрос) дополните тем, что при личном обращении в приемную (канцелярию) Вам отказали в его принятии. Если возможно, укажите, когда это произошло, и кто именно не принял обращение (запрос).
- Если в органе власти или организации приняли ваше обращение (запрос). То выясните, куда, какому сотруднику оно будет направлено для рассмотрения и исполнения, как к нему попасть на прием или позвонить. Нелишним будет также узнать фамилию, имя, отчество и телефон вышестоящего должностного лица этого сотрудника. Через несколько дней позвоните по указанному Вам номеру телефона и узнайте, в течение какого времени можно ожидать ответ. Все это важно для личного контроля за исполнением Вашего обращения (запроса). В случае возникновения каких-либо проблем с получением ответа на обращение (запрос) Вам следует обратиться к вышестоящим должностным лицам органа власти или организации.
- Для рассмотрения вашего обращения (запроса) и направления на него ответа существуют определенные сроки. Общий срок для рассмотрения и направления ответа органом власти или организацией на любое обращение (запрос) - 30 дней, а по вопросам, не требующим дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
- Если запрашиваемая в вашем обращении (запросе) информация не может быть представлена, то орган власти или организация должны известить вас об этом с указанием причин невозможности предоставления информации. Вы имеете право настаивать на получении письменного извещения об этом.
- Если вы считаете, что в предоставлении информации орган власти или организация вам отказали в результате недобросовестного отношения к исполнению обязанностей, превышения служебных полномочий или неуважения к нормам законодательства, вы имеете право обратиться с жалобой на такой отказ. Жалобу Вы можете подать в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, действия которых обжалуются. Если Вы не знаете или не можете установить конкретных должностных лиц, которые отказали в предоставлении информации, то жалобу следует подать на имя руководителя органа власти или организации, в непосредственном ведении которого находится сфера деятельности по обжалуемому вопросу. Для подачи жалобы воспользуйтесь этими же рекомендациями. Кроме того, соответствующую жалобу Вы можете подать в прокуратуру.
Несомненный интерес применительно к рассматриваемой теме представляет еще одна брошюра, подготовленная Новосибирской городской общественной организацией «В будущее вместе». Она называется «Как защитить свои права и интересы: об обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления».
В брошюре рассмотрены такие вопросы, как:
- гарантии при рассмотрении обращений граждан;
- современное состояние законодательства об обращениях граждан в органы власти;
- формы обращений граждан в органы власти;
- требования к порядку оформления обращений граждан;
- порядок рассмотрения обращений граждан;
- обращение граждан в органы прокуратуры
- судебные и административные жалобы;
- сроки рассмотрения обращений граждан;
- обжалование ненормативных актов, неправомерных решений, действий (бездействий) органов власти:
- действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд.
Рекомендации «Как правильно обратиться в органы власти» и «Как защитить свои права и интересы: об обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления» можно скачать, получив к ним доступ на странице «Библиотека».
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.