Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Вы и полиция / Об "искусстве" оперативной беседы


Ведя опрос активно, оперативный сотрудник должен быть объективным и тактичным, не допускать вспыльчивости, раздражительности, оскорбительных выражений и повышенного тона. Поведение оперативного сотрудника должно быть спокойным, речь его - простой, понятной и краткой. Не рекомендуется проявлять негодование, скептицизм и панибратство. Приемы опроса не должны противоречить закону и нормам морали. Недопустимы приемы опроса, которые основаны на обмане, связаны с угрозой и шантажом, сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением достоинства личности, связанные с понуждением ко лжи, к аморальным поступкам, а также на использовании низменных побуждений, религиозных чувств, предрассудков и невежества. Недопустимы наводящие вопросы и вопросы-уловки.

оперативный опрос

Однажды  в журнале "Юридическая наука и правоохранительная практика"  (№2 (32), 2015) нам встретилась статья "Допрос по тактике "Рейда в американском уголовном судопроизводстве: законность, целесообразность, эффективность". Ее авторы Н.А. Андроник и Т.С. Пачин отметили следующее:

"В ответ на противодействие, с которым приходится сталкиваться следственным органам при производстве допроса, отечественными учеными-криминалистами разработан ряд тактических рекомендаций и приемов, возможных для применения в различных следственных ситуациях. Зачастую сотрудникам право охранительных органов также рекомендуют обращаться к зарубежному опыту.

Одной их наиболее широко применяющихся правоохранительными органами США совокупностей тактических приемов допроса является так называемая "тактика Рейда", разработанная американским криминалистом Джоном Э. Рейдом в середине 1990-х гг. Этот специалист по использованию полиграфа (детектора лжи) стал самым влиятельным экспертом Соединенных Штатов в сфере современной тактики допроса по уголовным делам. Анализируя проводимые с его участием допросы, Рейд обнаружил, что можно достичь гораздо лучших результатов, устанавливая эмоциональную связь с допрашиваемым и проявляя к нему искреннее сочувствие, нежели применяя технические средства.

Добившись успеха в разработке тактических приемов допроса, Рейд обобщил достигнутые результаты, разработал систему рекомендаций и основал собственную компанию «Джон Э. Рейд энд Ассошиэйтс», которая занимается организацией и проведением тренингов в отделениях полиции по всей Северной Америке.

Читайте также:  Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю

Суть «тактики Рейда» состоит в следующем: ничто не гарантирует осуждения обвиняемого по уголовному делу больше, чем его признание. Но получить это признание, особенно такое, которое будет им подтверждено в ходе судебного заседания, – это задача не из легких. Чтобы преодолеть естественное отрицание своей вины подозреваемым и избежать прекращения допроса по требованию защитника, криминалистами разработаны многообразные приемы ведения допроса, основанные на тонких психологических манипуляциях и постоянном наблюдении за реакциями допрашиваемого, направленные на достижение главной задачи допроса - установления истины. Рейд, превознося свою теорию, заявил однажды, что она обеспечивает откровенность большую, чем на церковной исповеди".

Мы не будем цитировать всю статью, перечисляя все тактические приемы допроса "по Рейду", которые описывают авторы в вышеуказанной статье. Отметим лишь, что наш опыт изучения тактики воздействия на опрашиваемых и допрашиваемых лиц со стороны  отечественных сыщиков в некоторой степени не уступает, а в чем то и эффективнее зарубежных наработок.

Правда, стоит отметить, что многие из этих тактических приемов никак "не вяжутся" с рекомендациями известного ученого Ю.В. Чуфаровского, представленные в учебном пособии "Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: "Ведя опрос активно, оперативный сотрудник должен быть объективным и тактичным, не допускать вспыльчивости, раздражительности, оскорбительных выражений и повышенного тона. Поведение оперативного сотрудника должно быть спокойным, речь его - простой, понятной и краткой. Не рекомендуется проявлять негодование, скептицизм и панибратство.

Приемы опроса не должны противоречить закону и нормам морали. Недопустимы приемы опроса, которые основаны на обмане, связаны с угрозой и шантажом, сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением достоинства личности, связанные с понуждением ко лжи, к аморальным поступкам, а также на использовании низменных побуждений, религиозных чувств, предрассудков и невежества. Недопустимы наводящие вопросы и вопросы-уловки." (М.: Проспект, 2006, с. 132).

Читайте также:  О порядке действий при дорожно-транспортных происшествиях

Тем не менее, на практике такие рекомендации часто игнорируются. О  некоторых уловках "оперов" при допросе (правильнее - опросе), которые успешно применяются в общении с задержанными по подозрению в совершении преступлений,  рассказывает адвокат Н. Флеганов  на странице интернет-издания "Черника". Читать в источнике


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.