Большое значение в развитии правосознания граждан играет реализация права на получение информации о деятельности судебной системы, нормативных актах и практики их применения из Интернет-ресурсов судов общей юрисдикции.
Автор: Абдулвалиев А.Ф.
Уголовное судопроизводство на протяжении последних десятилетий активно стремилось и стремится к обеспечению открытости и прозрачности судебного разбирательства при рассмотрении и разрешении уголовных дел. Соответствующие требования содержатся не только в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод {1] и в ст. 29 Конституции РФ, но и в ст. 241 УПК РФ. В то же время механизм реализации требования открытости судебного разбирательства в статье 241 УПК РФ полностью не отражен. В связи с этим в декабре 2008 г. был принят Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» [2], который вступил в силу 01 июля 2010 г.
Федеральным законом оговорены способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. В соответствии со ст. 6 данного закона подобными способами являются: 1) присутствие граждан и должностных лиц в открытом судебном заседании; 2) обнародование информации о деятельности судов в средствах массовой информации; 3) размещение информации о деятельности судов в сети Интернет; 4) размещение информации о деятельности на стендах в судах; 5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.
Большое значение в развитии правосознания граждан играет получение информации о деятельности суда, нормативных актах и практики их применения из Интернет-ресурсов судов общей юрисдикции.
Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы» на 2007-2011 годы предусмотрено создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информация об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения)[3]. Сегодня большинство судов общей юрисдикции (90% судов) перешло на использование Интернет-портала ГАС «Правосудие», которая предназначена для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию [4].
В статье 14 Федерального закона дан перечень информации, которая может быть размещена в сети Интернет. Это общая информация о суде; информация, связанная с рассмотрением дел в суде; тексты нормативно-правовых актов; данные судебной статистики, информация для граждан и организаций, тексты судебных решений, информации о кадровом обеспечении суда.
Весной 2009 года автором было проведено исследование Интернет-сайтов судов областного звена в Российской Федерации, которое позволило выяснить, насколько реализованы требования, указанные в ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». Полученные результаты тогда подтвердили тот факт, что до вступления Федерального закона №262-ФЗ от 22.12.2008 г. не все суды областного звена были готовы к реализации открытости и прозрачности правосудия. В связи с тем, что 01 июля 2010 г. указанный закон вступил в силу, возникла необходимость в очередном исследовании Интернет-сайтов судов областного звена Российской Федерации.
Проведенное весной 2011 года исследование Интернет-сайтов судов позволило получить следующие результаты. Если в 2009 году из 86 имеющихся судов только на сайтах 81 суда размещена информация об адресе, телефоне и о структуре суда (94,2 % от общего числа судов), то в 2011 году подобная информация содержится на сайтах всех 83 судов областного звена (100%) [5]. Если в 2009 году порядок обжалования судебных решений, в том числе и по уголовным делам, был размещен на сайтах 53 судов областного звена из 86 (61,6% от общего числа судов), то в 2011 году это число выросло до 70, что составляет 84,3% от общего числа судов областного звена. Кроме того, если в 2009 году только на сайтах 55 судов областного звена (64%) содержались ссылки на нормативно-правовые акты (в частности на Федеральные законы, регулирующие деятельность суда), то теперь подобные ссылки имеются на всех сайтах судов, включая и сайты районных судов.
Но в то же время стоит отметить и ряд негативных моментов. Например, количество сайтов, содержащих перечень полномочий суда, указанных в ст. 29 УПК РФ, практически не изменилось за прошедшие два года: только сайты 7 судов областного звена содержат перечень полномочий суда в соответствии со ст. 29 УПК РФ, тогда как на сайтах остальных 76 судов областного звена подобная информация отсутствует. Подобное упущение, не позволяет в полной мере реализовать требование п. В ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». Интересно также отметить, что судебные статистические данные (представляющие научный интерес для ученых) размещены лишь на сайтах 26 судов областного звена (31,2%), что также является невыполнением требования ст. 14 указанного Федерального закона.
Особое значение имеет информация о движении уголовного дела, так как позволяет точно отслеживать, на каком этапе находится уголовное дело, узнать его номер, а также получить сведения о вынесенных судебных актах по результатам рассмотрения уголовных дел – таково требование п. В ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». Если в 2009 году система о движении уголовных дел отсутствовала на сайтах 19 судов областного звена, то к 2011 году это количество снизилось до 7. Причем основной причиной отсутствия информации о движении уголовных дел, как и ранее, является техническая неполадка, связанная с доступом к серверу с базой данных уголовных дел.
Что же касается реализации других положений, указанных в Федеральном законе, то, например, порядок ознакомления с материалами дела (в том числе и с уголовными делами) содержится лишь на сайтах 24 судов областного звена (29%). Хотя ознакомление участников процесса (в частности, потерпевшего, обвиняемого, защитника, гражданского истца, гражданского ответчика) с материалами дела является одним из важнейших требований УПК РФ и Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». Отсутствие каких-либо разъяснений на сайте о порядке ознакомления с материалами дела можно расценивать как нарушение требований УПК РФ, и, следовательно, как нарушение прав участников уголовного судопроизводства.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования Интернет-сайтов судов областного звена, можно получить следующие выводы:
- Только часть положений ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» нашли свое отражение на Интернет-сайтах судов областного звена, остальные нормы закона до сих пор не реализованы в полном объеме и должным образом, и это при том, что указанный закон вступил в силу еще 01 июля 2010 года.
- Несмотря на имеющиеся проблемы и замечания, связанные с реализацией указанного Федерального закона, можно констатировать, что Интернет-сайты судов областного звена позволяют обеспечить реализацию требований прозрачности и открытости правосудия по уголовным делам, и способствуют в некоторой степени реализации прав участников уголовного судопроизводства, предусмотренные ст. 42, ст. 44, ст. 47, ст. 53, ст. 54 УПК РФ.
- Интернет-сайты судов общей юрисдикции позволяют получить информацию о деятельности судов областного звена и районных судов, расположенных в отдаленных краях нашей страны, из любого уголка Земли, где есть доступ в Интернет, не тратя при этом денежные средства и время на поездки в указанные суда.
- Лицам, участвующим в деле, Интернет-сайты судов позволяют оперативно и своевременно получать информацию о движении уголовного дела, о дате и времени проведения судебного заседания, о вынесенном судебном решении.
- Размещенные на Интернет-сайтах судов областного и районного звена судебные решения по уголовным делам, позволяют использовать их в научных и учебных целях для изучения и исследования отдельных вопросов уголовного права, криминологии и уголовного процесса, а также позволяют использовать их для учащихся во время проведения занятий в качестве дидактического пособия.
В целом, проведенное исследование подтверждает, что размещение информации о деятельности суда в сети Интернет и движение уголовных дел позволяет реализовать требования гласности, открытости и прозрачности уголовного судопроизводства на стадии судебного разбирательства, и тем самым позволяет обеспечить свободу доступа к правосудию. Открытость, прозрачность и гласность правосудия - бесспорные приоритеты, профессиональные и нравственные, если угодно, императивы [6]. Как отмечала П.А. Лупинская, «открытость правосудия должна сопровождаться улучшением качества работы судов, судебного аппарата» [7].
В завершении, уместнее сейчас поставить вопрос о применении подобной системы, как получение информации о движении уголовных дел через сеть Интернет, на стадии предварительного расследования с целью обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, закрепленных в УПК РФ. Ведь не зря ч. 2 ст. 42 УПК РФ гласит: «Потерпевший вправе знать… о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу; знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения».
Литература
- См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. ст. 163.
- См.: Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, №52 (ч. 1), ст. 6217. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 №583 (ред. от 10.04.2007) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы» // Собрание законодательства РФ, 09.10.2006, № 41, ст. 4248.
- См.: Информационные технологии Верховного суда Республики Башкортостан // https://vs.bkr.sudrf.ru (дата обращения 17.05.2011).
- Следует пояснить, что в период с 2009 года по 2011 год в связи с укрупнением субъектов Российской Федерации количество судов областного звена было сокращено с 86 до 83 судов.
- Будко В.А. Мировая юстиция: социальный барометр // Мировой судья. 2009. №10. С. 18 - 24.
- Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство, практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2010. 240 с.
Опубликовано: Актуальные проблемы совершенствования законодательства России и стран СНГ - 2011: Материалы научно-практической конференции с международным участием ./ отв.ред. Р.С. Хисматуллин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. С. 31-36.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.