Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Криминалистика / Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-транспортных происшествий, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности


Одним из серьезных последствий дорожно-транспортных происшествий, которое приводит к увеличению степени общественной опасности таких деяний, является оставление в опасности водителем транспортного средства, совершившим аварию, пострадавшего в ней, что влечет уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ. Данный состав преступления имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в ходе расследования, особенно на начальном этапе расследования по уголовному делу в ходе осуществления розыскных мероприятий лица, совершившего преступление и транспортного средства, участвовавшего в аварии.

расследование дорожно-транпортных происшествий

Авторы: Зубенко Е.В., Лаптев С.А.

Вопросы проблематики расследования дорожно-транспортных преступлений периодически освещаются в юридической литературе на страницах научных журналов и в монографических исследованиях. Данное обстоятельство обусловлено распространенностью транспортных происшествий и преступлений в частности. Кроме того, согласно статистическим сведениям ГИБДД МВД России в период времени с 2011 года по 2013 год число дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 3439 единиц; количество раненых в ДТП за тот же период увеличилось на 5234 человека; количество погибших – на 214 человек[1].

По этой причине обеспечение безопасности дорожного движения давно стало одним из ведущих направлений политики не только нашего государства, но и всего мирового сообщества, в связи, с чем Правительством РФ разработана федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения, первый этап которой (2006-2012 годы) уже прошел, второй этап планируется осуществить в 2013-2020 годы[2]. Однако, как отмечают исследователи: «в полном объеме реализуемая государством политика, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения, не смогла коренным образом изменить криминогенную ситуацию в данной сфере»[3].

Одним из серьезных последствий дорожно-транспортных происшествий, которое приводит к увеличению степени общественной опасности таких деяний, является оставление в опасности водителем транспортного средства, совершившим аварию, пострадавшего в ней, что влечет уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ. Данный состав преступления имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в ходе расследования, особенно на начальном этапе расследования по уголовному делу в ходе осуществления розыскных мероприятий лица, совершившего преступление и транспортного средства, участвовавшего в аварии.

Проведенным нами исследованием было установлено, что около 85% дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности приходится на те следственные ситуации первоначального этапа расследования, где имеются сведения о совершённом преступлении, а на момент осмотра места происшествия преступник и или его автомобиль не установлены. В связи с чем, необходимо прежде организовывать розыскные мероприятия.

Учитывая специфику рассматриваемых преступлений, розыску подлежат лицо, управлявшее транспортным средством (автомобилем), которое оставило пострадавших в опасном состоянии после совершенного ДТП, а также само транспортное средство, если на нем преступник скрылся. Розыск транспортного средства существенно отличается от поиска иного имущества. Обусловлено это наличием у автомобиля как у объекта розыскной деятельности следователя криминалистически значимых особенностей: видимого и различимого для окружающих государственного регистрационного знака; возможности быстрого удаления на значительные расстояния от места происшествия; самостоятельной замены водителем деталей, несущих на себе следы преступления.

На практике розыск водителей начинается с момента получения информации о ДТП и о том, что пострадавшие находятся на месте происшествия в беспомощном состоянии, либо они доставлены попутным транспортом в медицинское учреждение. Согласно п. 1.2 «Инструкции по розыску автомототранспортных средств», утвержденной Приказом МВД России от 17 февраля 1994 г. № 58, организация, проведение работы по розыску транспортных средств возлагается на подразделения ГИБДД и уголовного розыска. При поступлении подобного сообщения дежурной части территориального органа МВД РФ надлежит принять первоначальные меры, направленные на установление преступника. Как правило, осуществляется введение плана «Перехват», регламентированного вышеназванной инструкцией.

Прибыв на место ДТП, изучив обстановку, опросив очевидцев и пострадавших, следователь совместно со специалистом производит осмотр, а сотрудники уголовного розыска, ГИБДД, участковые уполномоченные осуществляют розыскные мероприятия. Опрашиваются водители транспортных средств; граждане, находящиеся на месте дорожно-транспортного происшествия; граждане, работающие неподалеку от места происшествия, которые могли быть очевидцами преступного события. К ним относятся работники дорожной службы, торговли, иных заведений. При недостатке свидетелей необходимы поквартирные, подворовые обходы зданий, расположенных вдоль дороги, где находится место происшествия и опросы находящихся там лиц.

Если пострадавшим оказывается помощь на месте ДТП, то следует выяснить приметы водителя и скрывшегося автомобиля. Целесообразно произвести видео или аудиозапись полу­ченного объяснения. Это имеет особое значение, когда на месте происшествия не ос­тается очевидцев и сотрудникам следственно-опе­ративной группы довольно трудно воссоздать на месте картину содеянного. Впоследствии такая запись может быть ис­пользована как одно из обстоятельств, подтверждающих объяснение пострадавшего: в случае его смерти; при невозможности подписать им данное объяснение; изменении показаний и т. п.

Читайте также:  Может ли следователь приостановить производство по уголовному делу?

Кроме того, по характеру телесных повреждений пострадавшего устанавливается тип транспортного средства. Так, поперечные переломы длинных трубчатых костей нижних конечностей возникают от удара бампером автомобиля. Поэтому, зная высоту расположения бамперов легковых (37–45 см) и грузовых (55–72 см) автомобилей и сравнивая ее с расстоянием от расположения мест переломов до каблуков обуви потерпевшего, можно определить тип скрывшегося автомобиля[4].

По расположению головного убора пострадавшего также можно установить тип транспортного средства. В частности, нахождение головного убора впере­ди головы пострадавшего по ходу движения автомобиля является характерным для наезда грузовым автомобилем. При наезде легко­вым автомобилем головной убор располагается обычно сзади постра­давшего и в противоположном следованию автомобиля направлении[5].

Успеху в розыске автомобиля, а потом его водителя, способствует обнаружение следов транспортного средства – колес; выступающих передних частей; отделившихся фрагментов: осколков внешних светосигнальных приборов, лобового стекла, лакокрасочного покрытия, а также горюче-смазочных веществ.

В этой связи П.М. Зуев справедливо считает, что лицо, выезжающее на место дорожно-транспортного происшествия, должно хорошо знать типичные следы ДТП, их особенности и уметь разбираться в механизме их образования. Только тогда можно обеспечить качественное исследование места происшествия. В противном случае любые, даже самые совершенные, тактические рекомендации теряют практический смысл[6]. Поэтому осмотр места происшествия по данным преступлениям должен производить следователь (дознаватель), по возможности тот, кто занимается расследованием дорожно-транспортных преступлений (происшествий). Ему будет значительно легче, чем другим, найти и зафиксировать необходимые для дальнейшего доказывания следы.

Осмотр целесообразно проводить даже в случае отсутствия на месте происшествия потерпевшего или следов ДТП, когда, например, прошло значительное время после его совершения. Благодаря самой обстановке, которая будет зафиксирована в протоколе осмотра, можно впоследствии сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии обстоятельств, подлежащих доказыванию. Кроме того, как правильно замечено криминалистами «нельзя знать заранее, что можно обнаружить на месте ДТП. Даже само ориентирование в конкретных условиях дороги дает много ценного для избрания направлений расследования…»[7].

Для участия в осмотре целесообразно привлечь специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника, которые помогут следователю в применении научно-технических средств, например, когда водитель бросил свое транспортное средство на месте ДТП.

Специалист-криминалист используя специальные средства, может обнаружить и изъять следы рук, а также другие микроследы на транспортном средстве. Привлечение специалиста-автотехника способствует розыску водителей, скрывшихся на своих транспортных средствах. Участие его в осмотре позволит получать еще до проведения исследований и экспертиз ориентирующую информацию, необходимую для построения версий и организации розыска преступника, его транспортного средства, когда оно отсутствует на месте ДТП.

По особенностям рисунка протекторов колес транспортного средства, их износу, наличию шипов можно получить информацию о направлении движения транспортного средства, предполагаемой его модели и возможных повреждениях. О возможных механических повреждениях транспортного средства можно судить исходя из причиненных пострадавшему травм. При этом, еще в середине 70-х годов прошлого столетия отмечалось, что следователь, используя технико-криминалистические средства, может самостоятельно проводить исследование вещественных доказательств, обнаруженных в ходе осмотра, и делать предварительные выводы[8].

В тактике действий следователя наиболее затруднительным и сложным, требующим четкого разрешения является вопрос о правильном определении границ осмотра, последовательности изучения объектов, а также методов и приемов, которые необходимо использовать. Однако при этом следует помнить, что в результате исследования одних объектов можно выявить механизм ДТП, осмотр других позволит установить причастность конкретного автомобиля к происшествию. Степень их изучения определяется характером самого происшествия и теми обстоятельствами, которые имеются к началу осмотра.

К объектам, подлежащим осмотру, относится прежде всего участок проезжей части, где произошли ДТП и оставление в опасности (перекресток, пешеходный переход, мост и т.п.). На нем фиксируется месторасположение транспортных средств, принимавших участие в ДТП, трупа, а также осколки стекол, фар, обломки деталей автомобиля, частицы краски, смазочные материалы[9].

Особое внимание уделяется близлежащей к ДТП территории, на которой могут быть обнаружены следы и предметы, имеющие значение для дела. Задачей осмотра является не только восприятие и описание непосредственно наблюдаемых объектов, фиксация последствий дорожного происшествия и оставления в опасности, но и выяснение самой обстановки происшествия и его механизма. В процессе осмотра следователю необходимо также устанавливать причины оставления в опасности.

Читайте также:  Интернет как средство влияния на потребление наркотических средств и их аналогов

Целесообразно производить осмотр не только непосредственного места происшествия, но и местность до него и после в радиусе примерно 100–150 м[10].

В этом случае, во-первых, следователь сможет установить обстоятельства, способствовавшие совершению ДТП (например, место ДТП находится в зоне действия дорожного знака, ограничивающего скоростной режим; или имеются дефекты полотна проезжей части, объезд которых вызвал движение по встречной полосе, и т.д.). Во-вторых, особенно при оставлении преступником пострадавшего на своем транспортном средстве, на таком расстоянии можно найти какие-либо отделившиеся от автомобиля предметы, не опавшие сразу же после ДТП, а также проверить прилегающие к проезжей части дворовые территории, проулки с целью обнаружения в них брошенного автомобиля с характерными для ДТП повреждениями.

На основе результатов осмотра места происшествия появляется возможность построения следственных и оперативно-розыскных версий и организации их проверки путем проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

При определении круга неотложных поручений для оперативных работников следователи не всегда учитывают типичный стереотип поведения многих водителей, скрывшихся с места происшествия, которые в ряде случаев стремятся узнать как можно больше о последствиях происшествия и о шагах, предпринимаемых для розыска виновного.

Данное обстоятельство было подмечено Т.Г. Джндояном в проводимом им диссертационном исследовании[11]. Скрывшийся водитель может неоднократно возвращаться к месту происшествия, посещать больницу и т.п., стараясь уяснить, какие улики имеются, какие сведения получил сотрудник ГИБДД или следователь. Для обращения в лечебные учреждения используются также родственники и знакомые.

Задача следователя состоит в том, чтобы использовать такую тягу преступника. В этой связи следователю, при проведении осмотра места происшествия и производстве других следственных действий, на месте происшествия, следует поручить оперативным работникам проводить наблюдение за лицами, находящимися в данном районе, на предмет выявления их причастности к совершенному преступлению. Преступник также может принимать участие в осмотре под видом понятого, в этом случае он имеет больше возможности узнать об осведомленности следователя.

Если направление, в котором скрылся преступник, неизвестно, то преследование организуется в две противоположные стороны одновременно. В ходе чего следует изучать обочины дороги, на которых могут быть следы съезда автомототранспорта с проезжей части, его остановки, так как водитель стремится не только быстро скрыться с места происшествия, но и проверить состояние внешнего вида транспортного средства и уничтожить на нем следы. В этих местах могут быть обнаружены объекты, свидетельствующие об устранении последствий происшествия: осколки, что и при осмотре места происшествия (лобового стекла, поврежденные мелкие детали и т.д.), следы краски и осыпь грязи с коррозией металла, свидетельствующие о попытках выправить поврежденные детали кузова.

Кроме того, могут быть обнаружены бумага, тряпки, используемые для уничтожения на транспортном средстве следов крови и других объектов, образовавшихся в результате дорожно-транспортного происшествия, а также установлены возможные очевидцы, наблюдавшие действия водителя по уничтожению следов ДТП на автомобиле.

Необходимо проверять прилегающие к проезжей части дворовые территории, проулки с целью обнаружения в них брошенного автомобиля с характерными для ДТП повреждениями. В случае наезда на пешехода образуются вмятины на капоте, облицовке радиатора, разбиваются стекла фар и подфарников. С такими повреждениями автомобили подлежат тщательному осмотру, так как нередко на поверхностях выступающих частей транспортного средства остаются части ткани одежды потерпевшего, его волос и крови. Их следует искать, прежде всего, на переднем бампере, капоте, крыльях, лобовом стекле, передних стойках кабины. Поиск слабо заметных следов проводится при боковом освещении с помощью лупы[12].

Желательно подобный осмотр повторить в дневное время и при хорошем освещении, иначе микроследы контакта пешехода и автомобиля могут быть не обнаружены.

Так, по одному из уголовных дел рассматриваемой категории сотрудниками органа дознания осматривался автомобиль «Тойота-Королла», имевший повреждения передней части. Осмотр производился в ночное время. Данное обстоятельство не позволило обнаружить следы в виде волос на щетке левого дворника, внешней поверхности уплотнителя заднего правого бокового стекла, а также следа бурого цвета на капоте автомобиля, которые были найдены при повторном осмотре. Однако потерпевший к тому времени скончался и был захоронен, вследствие чего идентификация обнаруженных волос не производилась. Эти и ряд других причин (не проведение эксгумации захороненного трупа потерпевшего) позволили подозреваемому избежать ответственности[13]. Данный пример к тому же свидетельствует об обязательном получении у потерпевшего образцов для сравнительного исследования крови и волос, особенно если он погиб, что можно осуществить в настоящее время и до возбуждения уголовного дела (ст. ст. 144, 202 УПК РФ).

Читайте также:  Публичность и защита прав человека в уголовном судопроизводстве

Следует также остановиться на проведении такого мероприятия, как исследование автостоянок, ремонтных мастерских и гаражей на предмет обнаружения скрывшегося автомобиля. Нельзя ограничиваться лишь однократной проверкой той или иной автостоянки или мастерской. Интересующий следствие автомобиль может первое время «отстаиваться» в гараже, потом ремонтироваться, а впоследствии быть помещенным на стоянку. Поэтому во время первой проверки его можно не обнаружить. Следовательно, неоднократные исследования мест возможного нахождения скрывшегося автомобиля повышают вероятность его обнаружения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что организация и проведение розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать следователю для того, чтобы получить максимально больше значимой информации от данного этапа расследования, что не всегда учитывается правоприменителем в ходе проведения предварительного расследования. Результатом чего является незначительное количество преступлений данной категории, направляемые в суд для принятия решения о виновности лица, так, например, в Приморском крае регистрируется от 550 до 800 таких деяний в год, а направляется в суд не более 30 уголовных дел[14].

При этом осмотр места происшествия по данному преступлению является к тому же и осмотром места, где было совершено ДТП. Поэтому при его проведении необходимо фиксировать не только следы, образовавшиеся в результате ДТП, но и следы, относящиеся к оставлению в опасности. Также проводятся розыскные мероприятия, когда виновный и или его транспортное средство отсутствуют по установлению их местонахождения.

Источники и литература

  1. По данным официального сайта ГИБДД МВД России : http://www.gibdd.ru/news/672.
  2. См.: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 100 О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах» // Собрание законодательства РФ 27.02.2006, № 9, ст. 1020; Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.11.2012, № 45, ст. 6282.
  3. Ромашихин И.В. Перспективы правового регулирования безопасности дорожного движения // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 3. – С. 103.
  4. Стешиц В. К., Янушко В. И. Расследование и предупреждение дорожно-транспортных происшествий : учебное пособие. – Минск : МВШ МВД СССР, 1987. С.17.
  5. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий : учебное пособие. – Пенза : ПГУАС, 2005. С. 64.
  6. Зуев П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий : учебное пособие. – М, 1990. С. 12.
  7. Стешиц В.К., Янушко В.И., Ермолович В.Ф., Гурский В.П. Возможности судебных экспертиз при расследовании дорожно-транспортных происшествий : учебное пособие. – Минск : АМ МВД РФ, 1994. С. 25.
  8. См.: Новиков С.И. Исследование места дорожно-транспортного происшествия. – Киев. 1977, С. 14–15; Калиновская Л.Т. Криминалистическое исследование лакокрасочных покрытий транспортных средств и использование его результатов при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 1979. С. 11.
  9. См.: Новиков С.И. Исследование места дорожно-транспортного происшествия. – Киев, 1977. С. 6–8.
  10. См.: Боровский Б.Е., Гуняев В.А., Овчинникова Г.В., Рохлин В.И. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Начальный этап. – Л., 1983. С. 32.
  11. См.: Джндоян Т.Г. Проблемы борьбы с автотранспортными преступлениями (криминологическое и криминалистическое исследование) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1976. С. 12.
  12. См.: Стешиц В.К., Янушко В.И., Ермолович В.Ф., Гурский В.П. Возможности судебных экспертиз при расследовании дорожно-транспортных происшествий : учебное пособие. – Минск : АМ МВД РБ, 1994. С. 30; Шевцов С.О., Дубонос К.В. Расследование обстоятельств дорожно-транспортных происшествий : методические рекомендации. – Харьков : «ФАКТ», 2002. С. 36–38.
  13. Архив СО ОМВД по г. Уссурийску Приморского края. Уголовное дело № 353629 – 2010 г.
  14. По сведениям СУ и ГИБДД УМВД по Приморскому краю, взятым по запросу авторов.

Опубликовано: Транспортное право № 4, 2014. С. 15-19.


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.