Коррупция – это не новое явление в истории отечественной практики и не чисто российское явление. Но современная российская коррупция достигла таких масштабов и форм проявления, что стала уникальным историческим явлением, не свойственным ни одной стране мире по своим характеристикам.
Автор: Павленко О.В.
Безусловно, коррупция – это не новое явление в истории отечественной практики и не чисто российское явление. Но современная российская коррупция достигла таких масштабов и форм проявления, что стала уникальным историческим явлением, не свойственным ни одной стране мире по своим характеристикам.
Говоря об исторических причинах и условиях коррупции в России, следует обратить внимание, что коррупция существовала всегда, изменялись лишь ее масштабы и формы. Можно выделить три значимых этапа, различающихся между собой по масштабам коррупции:
- советский период борьбы с коррупцией (1970 -1990 г.г.);
- переходный период борьбы с коррупцией (1990 - 2008г.г.);
- современный период противодействия коррупции (2008 г. по настоящее время).
Для советского периода характерным было процветание бюрократии. «Использовать власть в целях личной наживы было вполне нормальным явлением. А для чего же тогда власть, как не для укрепления собственного положения? Когда и низы, и верхи общества укрепились в таком понимании власти, она стала обреченной в исторической перспективе…» [1, С. 67]. Исторически для последних лет правления советской власти характерен процесс распада всех институтов власти, который обусловил не рождение новой системы, а развал старой, не способной выжить и функционировать.
Особенностью коррупции в советский период управления государством становится то, что, не имея законной возможности использовать собственность и иные материальные ресурсы, власть начинает использовать систему лояльности. Систему, в которой возникают такие элементы, как кадровые назначения нужных лиц, проникновение во власть по родственным связям, поступления в престижный вуз по протекции, создание системы предпочтений, влияние на судебную и правоохранительную систему через «телефонное право», а также другие подобные проявления. Таким образом, отношения лояльности как система коррупционной повязанности, не имеющая аналогов в мире, стала основной доминирующей моделью социальных отношений в отечественной практике.
В последующем объективно возникла необходимость использовать не только личные ресурсы, но и финансовые. Создание новой социально-экономической системы стало рассматриваться как переходный период к демократии, новым экономическим отношениям, «реформам», а также необходимостью крушения «негативной советской модели». Даже некоторый, наработанный советской практикой, позитивный опыт противодействия преступности и коррупции, стал оцениваться негативно. «Отправной точкой отмеченной ситуации следует считать 1990-1995 года, когда в России стремительными темпами проводилась массовая приватизация государственного и общественного имущества, получившая название криминальной приватизации. Это название появилось в связи с тем, что процессы приватизации в странах, образовавшихся на постсоветстком пространстве, проходили в уродливой форме. По сути имел место обыкновенный циничный передел собственности, когда фабрики, заводы, недра за бесценок продавались лицам, имевшим доступ к власти» [5, С. 570-577].
«Великая идея распространения национальных богатств между настоящими их собственниками по воле коррумпированных чиновников реализовалась в виде криминального передела государственной собственности (так называемая дикая приватизация). Стратегические добывающие отрасли, крупнейшие предприятия за бесценок попали в руки бывших партийных и государственных функционеров, а также криминальных структур.
Массовая раздача государственной собственности превратилась в расхищение имущества и денежных средств» [1, С. 23]. При этом в таких условиях на всех уровнях власти не осуществлялось формирование антикоррупционной политики. В уголовном законе не появилось ни одной статьи об ответственности за незаконную приватизацию; правоохранительные, контролирующие и иные государственные органы полностью утратили рычаги влияния на верхушечную криминальную ситуацию и активно включились в коррупционные схемы. Как отмечают эксперты «приватизированное государство оказалось неспособным к созданию нормальной экономики, обеспечению нормальной жизни людей» [2].
Таким образом, коррупция стала элементом приватизации, а главным историческим следствием коррумпированной приватизации стало отсутствие реальных механизмов борьбы с коррупцией. Противодействие коррупции осуществлялось лишь в рамках показательной статистической отчетности в отношении низового коррупционера.
Особенностью переходного этапа развития российского государства стало то, что сами государственные органы официально развивали отношения коррупции по всем направлениям. То есть коррупция становится способом удержания власти и новой моделью государственного управления - системой управления обществом, экономикой и государством. Более того, «сами новые владельцы советского имущества прекрасно поняли, что владение их может быть пересмотрено и именно поэтому они занялись не укреплением производства, а перекачкой денег за границу» [1, С. 67]. Представители власти на всех уровнях и всех статусов в переходный период изменения социально-экономической ситуации в стране, при отсутствии сильной политической воли, начали понимать возможности и преимущества своего статуса, а именно, использование бюджетных средств, государственных ресурсов для собственного пользования.
При отсутствии механизма отбора, ответственности и конфискации незаконно нажитого имущества, чиновник начинает осознавать, что теперь его власть никем и ничем не ограничена, и начинает возводить все больше и больше различных административных и коррупционных барьеров для простого человека, обеспечивая, тем самым, для себя и своего окружения благополучное существование. Власть имущих разрастается с необыкновенной скоростью, и все принимаемые решения перестают отвечать интересам службы во благо человека.
Принципы справедливости и нравственности постепенно заменяются на индивидуальном уровне иными идеалами, далекими от понятий чести и совести. Отсутствие же нравственности – это отсутствие и ответственности, так как «ответственность определяется знанием добра и зла, знание это, в свою очередь, обусловливается существующими в обществе нравственными нормами и законами» [4, С. 494]. «Только общество, где нравственные основы довлеют над экономическими и правовыми, способно решить проблему коррупции. В отсутствие таких основ и такой идеологии борьба с коррупцией становится инструментом политической или экономической борьбы» [3].
Современный период борьбы с коррупцией характеризуется осознанием того, что коррупция стала проблемой, препятствующая социально-экономическому, политическому, нравственному развитию страны.
Причин необходимости формирования антикоррупционной политики в настоящее время несколько.
Первая причина – низкий рейтинг российского государства в международных исследованиях индекса восприятия коррупции. В данном рейтинге из 180 стран Россия входит в двадцатку наиболее коррумпированных государств мира. Хуже российского индекс коррупции только у слаборазвитых стран, таких как Таджикистан, Узбекистан и ряд африканских стран с их королями, дворцами и лимузинами.
Вторая причина – реальная угроза в виде таких негативных социальных последствий как низкий уровень жизни значительной части населения, нарушение прав и свобод социально уязвимых лиц, разложение нравственности и т.д., что является следствием коррупции. Такая ситуация предопределила необходимость государственно-правового реагирования.
Третья причина - проявленная политическая воля на уровне федеральной власти в виде принятия различных государственных программ и нормативных правовых актов.
Таким образом, в настоящее время одним из основных направлений государственной политики стала антикоррупционая политика, которая становится ядром новых кардинальных внутригосударственных изменений. В целом исторически борьба с коррупцией проходит поэтапно, постепенно превращаясь из формального лозунга в реальный механизм противодействия злоупотреблениям на всех уровнях власти.
Условно в России этапы борьбы с коррупцией можно классифицировать на следующие:
- 1970-1990 г.г. – расцвет коррупции и бездействие в сфере противодействия данному опасному явлению, укрепление системы лояльности;
- 1990-2008 г.г. – развитие и усовершенствование способов коррупционных проявлений, формально-законодательное противодействие коррупции;
- 2008 г. по настоящее время – становление собственной отечественной модели борьбы с коррупцией, усовершенствование правового и социального механизма противодействия коррупции как системе злоупотреблений в сфере власти и как явлению в целом.
Литература
- Бровкин В.Н. Коррупция в России: исторические причины возникновения и современное состояние // Организованная преступность и коррупция. Соц.-правовой альманах. - Екатеринбург: Зерцало-Урал, 2000. - Вып. 1.
- Коррупция в России: понять – значит победить. - М., - 2001.
- Подберезкин А. Ликвидация коррупции как системы, препятствующей развитию креативного класса // nasled.ru (дата обращения 01.09.2014).
- Поздняков Э.А. Философия преступления. - М., ПолиграфСервис, - 2001.
- Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации // Государство и право. - 2004. - № 12.
Опубликовано: Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. Сборник статей по материалам XXXIII-XXXIV международной заочной научно-практической конференции. № 1-2 (32). Февраль 2015 г. М., 2015. С. 52-56.
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.