Дифференциация общества на управляющих и управляемых порождает феномен коррупции. Шикарная жизнь на фоне обнищавшей России, с разрушенным сельским хозяйством, промышленностью и образованием стала показательной витриной «нового образа жизни» постсоветского чиновника. В то же время борьба с коррупционерами осуществляется, в большей части, самими продажными должностными лицами, политиками. Кроме того, среди чиновничества существует так называемая «каста неприкасаемых» - неподотчетных российской Фемиде, общественному мнению и контролю. Эти субъекты либо перемещаются в иерархии власти (иногда с понижением в должности), либо отправляются в отставку как заслуженные деятели, либо в связи с утратой доверия. Поэтому очевидно, что у рядового гражданина возникают сомнения в возможности противостояния государства самому же себе, а в дальнейшем, сомнения перерастают в убеждения о незыблемости того механизма взаимоотношений, который юридически относят к коррупции.
Автор: Грошев И.Л.
Отнесение противодействия коррупции в компетенцию государственной власти, изначально трактуемое как единственный и эффективный вариант достижения положительных результатов в противостоянии двух экономико-социальных систем, обуславливает наличие как минимум двух сомнений. Во-первых, насколько возможно «искоренение зла» руками тех, кто непосредственно организует, покровительствует и контролирует коррупционный бизнес? Во-вторых, действительно ли совершенствование права способно устранить побудительные причины (криминогенную мотивацию) лиц, использующих систему экономических взаимоотношений («кормления») в канве реализации общегосударственных и региональных программ?
Позиционирование государства, в данном контексте более уместно вести речь о властьимущих, можно рассматривать двояко: с одной стороны –дифференциация общества, социальной группы на управляющих и управляемых порождает феномен коррупции (при этом этимологию этого термина следует абстрагировать от прямой связи с понятием государства, т.к. данное явление появляется задолго до возникновения политической организации общества во главе с правительством и его органами, с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также страна с такой политической организацией [1]); с другой стороны – при больших масштабах явления борьба с коррупционерами осуществляется, в большей части, продажными должностными лицами, политиками [2]. Очевидно, что у рядового гражданина возникают сомнения в возможности противостояния государства самому же себе, а в дальнейшем, сомнения перерастают в убеждения о незыблемости того механизма взаимоотношений, который юридически (сознательно выделяю сферу общественных отношений, определяющую параметры исследуемого явления) относят к коррупции.
Принимаемые правительством законы, программы, стратегии в области незаконного обогащения чиновников, как правило, при адекватном содержании, не имеют сдерживающего характера, что подтверждается не столько ростом количества расследуемых следственным комитетом Российской Федерации уголовных дел в отношении коррупционеров, сколько масштабом лиц, участвующих в таких сделках, абсолютно не боящихся очевидных последствий своих деяний. Некоторые из них широко известны общественности (по материалам сайта РИА-Новости [3]):
12 февраля 2008 года Самарский областной суд признал бывшего заместителя главы администрации Тольятти Николая Уткина и руководителя управления по земельным ресурсам Тольятти Наталью Немых виновными в вымогательстве взятки в размере 150 миллионов рублей и злоупотреблении должностными полномочиями. Уткин был приговорен к семи годам лишения свободы и штрафу. Немых была осуждена на восемь с половиной лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и на два года лишена права занимать управленческие должности.
30 июня 2009 года на основе обвинительного вердикта присяжных Мосгорсуд признал бывшего главу Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрия Довгия виновным в получении взятки в 750 тысяч евро и превышении должностных полномочий и приговорил его к девяти годам колонии строгого режима. Довгий, по сообщениям СМИ, занимался расследованием уголовных дел в отношении замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, генерала ФСКН Александра Бульбова и петербургского предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина).
В августе 2009 года Мосгорсуд приговорил бывшего главу Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Андрея Таранова к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима и к штрафу в размере один миллион рублей. Остальных фигурантов громкого дела о коррупции в ФОМС, на основе ранее вынесенного обвинительного вердикта присяжных, суд приговорил на сроки от 1,5 до девяти лет лишения свободы. На скамье подсудимых, помимо бывшего главы ФОМС Андрея Таранова, находился его первый заместитель Юрий Яковлев, а также замдиректора Наталья Климова, Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев и другие руководители Фонда. Обвинение выделило 10 эпизодов преступной деятельности: дача и, соответственно, получение взяток от руководителей Томского, Башкортостанского, Пермского, Саратовского, Калмыцкого, Чукотского, Брянского и Вологодского территориальных органов Фонда, а также от администраций фармацевтических компаний «Онтофарма» и «Центр внедрения «Протек». В общей сложности, считают следователи, подсудимые получили с августа 2005 года по сентябрь 2006 года незаконный доход в размере почти 27,7 миллиона рублей.
В декабре 2009 года к четырем годам колонии строгого режима был приговорен бывший мэр Саратова Юрий Аксененко. Суд признал Аксененко виновным в получении взятки, превышении власти и злоупотреблении полномочиями. Суд установил, что в 2004 году тогдашний мэр получил от предпринимателя взятку в виде двух трехкомнатных квартир в центре Саратова, рыночная стоимость которых превышает 3 миллиона рублей. Кроме того, чиновник нарушал закон при предоставлении прав на земельные участки в Саратове.
В ноябре 2010 года суд приговорил экс-мэра Томска Александра Макарова к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Уголовное дело в отношении Макарова было возбуждено 6 декабря 2006 года, 8 декабря он был взят под стражу, 11 декабря временно отстранен от занимаемой должности. В августе 2008 года началось судебное разбирательство, дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Бывшему мэру инкриминировалось совершение ряда преступлений, в частности злоупотребление должностными полномочиями незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки в крупном размере. В октябре 2011 года Верховный суд РФ на четыре месяца смягчил приговор экс-мэру.
26 ноября 2010 года Мосгорсуд приговорил к трем годам колонии строгого режима бывшего замначальника отдела по расследованию особо важных дел Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СКП РФ Григория Домовца, признавшего вину в вымогательстве взятки в размере 1,5 миллиона долларов. По данным следствия, Домовец вымогал у главы хладокомбината Дмитрия Мостмана 4 миллиона долларов за непривлечение последнего к уголовной ответственности, а также снятие ареста с контрабандного груза мяса. Впоследствии майор юстиции получил миллион долларов, а при получении еще 500 тысяч долларов был задержан, утверждает следствие.
27 декабря 2011 года Свердловский областной суд приговорил управляющего свердловским отделением Пенсионного фонда России (ПФР) Сергея Дубинкина к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима по обвинению в получении взяток на сумму 36,5 миллиона рублей. По версии следствия, Дубинкин систематически перечислял в банк "ВЕФК-Урал" вверенные ему деньги. В результате этого суммы, предназначенные для выплаты пособий и пенсий уральским пенсионерам, использовались банком для собственных коммерческих нужд и финансовых операций. Следствие сочло, что за возможность незаконного использования средств ПФР, сумма которых на банковском счете составляла около 1,5 миллиардов рублей, Дубинкин ежемесячно получал взятки в размере от 500 тысяч до 600 тысяч рублей.
Впрочем, среди чиновничества существует так называемая «каста неприкасаемых» - неподотчетных российской Фемиде, общественному мнению и контролю. Эти субъекты либо перемещаются в иерархии власти (иногда с понижением в должности), либо отправляются в отставку как заслуженные деятели, либо в связи с утратой доверия (очевидно, последний вариант получит дальнейшее практическое применение).
2009 год - отставка губернатора Свердловской области. Бывший губернатор Свердловской области стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Крестом первой степени Эдуарда Росселя наградил Президент. Формулировка «за многолетнюю плодотворную деятельность» пожалуй, как никогда уместна в этом случае. Политический долгожитель Россель руководил регионом почти два десятилетия.[4]
2010 год – отставки: президента Татарстана, президента Башкирии, мэра Москвы, губернатора Челябинской области. Отставка Минтимера Шаймиева, более 20 лет возглавлявшего Татарстан сначала в качестве первого секретаря обкома, а затем президента республики.[5]
Президент России Дмитрий Медведев принял отставку президента Башкирии Муртазу Рахимова, поблагодарил его за работу и наградил орденом "За заслуги перед Отечеством" первой степени.[6]
Эксперты заранее предрекали Сумину отставку, указывая, что по возрасту и стилю руководства он не подпадает под требования президента Дмитрия Медведева - рейтинг его "политической выживаемости" оценили в "единицу".[7]
Вышеназванные должностные лица были отстранены лояльным, мягким способом, но полученный опыт по смене политических элит, в дальнейшем, позволил президенту стать намного жестче. В сентябре 2010 года с категоричной формулировкой отправлен в отставку мэр Москвы Юрий Лужков.
На основании подпункта "г" пункта 1 и подпункта "а" пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановляю: 1. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации.[8]
Однако не стоит спешить с выводами о непорядочности отдельных чиновников не совершив небольшой экскурс в историю современной России. Это позволяет выявить кто же индуцирует те правила игры и нормы поведения, которые выступают образчиком для нижестоящих бюрократов.
Первый президент России Борис Ельцин стремительно достигший наивысшего уровня в государственной иерархии при непосредственной поддержке своей семьи, быстро усвоил выгоду тех преимуществ, которые предоставляет данный пост.
В одном из своих заявлений бывший Президент РФ утверждал то, что только он сам и Немцов не берут взяток, однако как увязывается с утверждением Ельцина факт «подарка» Березовским дочери Президента Т.Дьяченко автомобилей «Нива», а позже «Шевроле»? Об этом писала «Новая газета» (3.11.96) и после публикации никаких возражений и опровержений от Семьи не поступало.[9]
Марко Стрюн (Marco Streun), сотрудник юридического департамента швейцарского банка Готтардо в городе Лугано, официально подтвердил корреспонденту агентства Associated Press, что этот банк выдавал гарантию под кредитные карточки для президента РФ Бориса Ельцина, а также двух его дочерей - Татьяны Дьяченко и Елены Окуловой. Гарантия была предоставлена по просьбе швейцарской строительной фирмы Mabetex Engineering, проводившей в те же годы реставрационные работы в московском Кремле в рамках контракта общей стоимостью в 300 миллионов долларов.[10]
Попробуем составить предполагаемую общую декларацию доходов и имущества (собственного и используемого) семейства Ельциных за последние годы (1996-1999гг. – авт.), составленную на базе перечисленных в нашей статье сведений. Итак: автомобили - приблизительная общая стоимость 100 тысяч долларов США; речные катера - приблизительная стоимость 450 тысяч долларов США; вилла «Шато де ла Гарон» (Франция) - около 11 миллионов долларов; особняк на Николиной Горе - не менее 500 тысяч долларов США; конюшня класса «люкс» на сорок лошадей (Горки-9) - 1 миллион долларов; обучение Бориса Ельцина-младшего в Англии в течении 3-х лет составило 75 тысяч долларов США; покупки, ставшие известными прессе, в Стокгольме - 20 тысяч долларов; получение в банке двух кредитных карточек «Платиновый Мастеркард» - не менее 40 тысяч долларов; стоимость квартиры «Семьи» на ул. Осенней общей площадью 323 квадратных метра - 400 тысяч долларов США. Общий итог составляет 13 миллионов 585 тысяч долларов США или по курсу на сегодняшний день - 217 миллионов деноминированных рублей.[11]
Шикарная жизнь на фоне обнищавшей России, с разрушенным сельским хозяйством, промышленностью и образованием стала показательной витриной «нового образа жизни» постсоветского чиновника. К тому же, был продемонстрирован благоприятный финал такой карьеры. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях президенту российской федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» в пункте 1«д» гарантировал неприкосновенность не только Б.Н.Ельцину, но и последующим президентам (см. Медведев Д.А., Путин В.В.).
«…д) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к уголовной или к административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку…» [12]
Априори непогрешимость первого лица вызывает сомнение и с юридической стороны (многие страны мира расследуют уголовные дела в отношении своих президентов (табл.1)), и с нравственной (гражданское общество олицетворяет президента не с «божеством», но символом справедливости и чести страны). Однако именно божественность начальника пришлась по вкусу российской бюрократии любого уровня управления.
Таблица 1
Десять самых коррумпированных лидеров мира [13]
Имя |
Положение |
Присвоенные средства, $ USA |
1. Мохаммед Сухарто | Президент Индонезии (1967-1998) | 15-35 млрд. |
2. Фердинанд Маркос | Президент Филиппин (1972-1986) | 5-10 млрд. |
3. Мобуту Сесе Секо | Президент Заира (1965-1997) | 5 млрд. |
4. Сани Абача | Президент Нигерии (1993-1998) | 2-5 млрд. |
5. Слободан Милошевич | Президент Сербии / Югославии (1989-2000) | 1 млрд. |
6. Жан-Клод Дювалье | Президент Гаити (1971-1986) | 300-800 млн. |
7. Альберто Фухимори | Президент Перу (1990-2000) | 600 млн. |
8. Павел Лазаренко | Премьер-министр Украины (1996-1997) | 114-200 млн. |
9. Арнольдо Алеман | Президент Никарагуа (1997-2002) | 100 млн. |
10. Джозеф Эстрада | Президент Филиппин (1998-2001) | 78-80 млн. |
Рассматривая специфику политической коррупции, следует отметить её не только экономическую, сколько социальную деформацию, которая оказывает существенное влияние на жизнь конкретного индивида и общества в целом. С этих позиций рейтинг коррумпированных политиков целесообразно построить исходя из асоциального эффекта, а не только присвоенных средств. Опираясь на материалы Cosmoloan [14] TOP политиков выглядит следующим образом.
Гай Юлий Цезарь Август Германик - император Римской империи (37-41 гг.). Ввел налогообложение для оплаты личных расходов, налог на проституток, с легкостью принимал решения о казни любого человека.
Уильям Марси Твид - лидер Демократической партии США в Нью-Йорке (1853-1855 гг.). Осужден за кражу от $ 40 млн. до 200 млн. долларов из средств налогоплательщиков в Нью-Йорке через политическую коррупцию. Организация коррумпированного сообщества «Tweed Ring».
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) - председатель Совета Министров СССР (1922-1953 гг.). 30 миллионов жизней было загублено. 800 000 политических и уголовных заключенных казнены, около 1,7 миллиона случаев смертей в концлагере ГУЛАГ, гибель 390 000 кулаков в результате принудительного переселения.
Бенито Муссолини - верховный лидер (дуче) Италии (1922-1943 гг.) Подчинение общественных интересов личным. Пропаганда идей фашизма. Уничтожение инакомыслящих.
Максимилиано Эрнандес Мартинес - возглавлял военное правительство Сальвадора (1931-1944 гг.). Ответственен за убийства 10000 - 40000 коренных жителей в крестьянском восстании 1932 года. Эта резня стала известна как La Matanza.
Фульхенсио Батиста - правитель Кубы (1933-1944 гг., а затем в 1952-1959 гг.). Заключал в тюрьму своих оппонентов, используя террористические методы. Тесная связь с боссом мафии Мейера Лански превратила Гавану в международный порт наркотиков.
Адольф Гитлер - фюрер и рейхсканцлер Германии (1934-1945 гг.). По меньшей мере 50 миллионов человек погибло за период правления Гитлера, в том числе ликвидация более шести миллионов европейских евреев во время Холокоста.
Франсиско Франко - глава государства Испании, регент и каудильо (вождь) (1939-1975 гг.). Сотни тысяч людей умерли от голода в первые годы франкизма. При помощи немцев организовал лагеря смерти во время гражданской войны в Испании
Мао Цзэдун - председатель китайской компартии, председатель КНР (1943-1976 гг.). Под руководством Мао, имели место пытки и массовые убийства граждан. Политика Мао привела к гибели от 40 до 70 миллионов человек.
Нго Динь Дьем - президент Южного Вьетнама (1955-1963 гг.). Был членом Римско-католической церкви. Все высокие государственные посты укомплектованы членами семьи. Преследовал и убивал буддистов утверждая, что они были коммунистическими повстанцами.
Франсуа Дювалье – президент Гаити (1957-1971 гг.). Считается, что Дювалье был ответственен за 30 000 смертей и изгнания тысяч сограждан. Режим отмечен коррупцией и государственным терроризмом с использованием частной милиции известной как Tonton Macoutes.
Ричард Никсон – президент США (1964-1979 гг.). Неуплата налогов, шпионаж, незаконное прослушивание телефонных разговоров и использование тайных фондов в Мексике. Утвердил секретный приказ бомбардировок Камбоджу в марте 1969 года.
Мобуту́ Сесе́ Секо́ Куку Нгбенду ва за Банг – президент демократической республики Конго (Заир) (1965-1997 гг.). При массовой нищете граждан накопил личное состояние более $ 5 млрд. Репутация одного из самых выдающихся мировых примеров клептократии («власть воров») и кумовства (фаворитизм). Стремительная девальвация национальной валюты.
Фердинанд Маркос – президент Филиппин (1965-1986 гг.). Авторитарная коррупция, политические репрессии и нарушение прав человека. Когда Маркос бежал с Филиппин в США таможенные агенты обнаружили 24 чемодана со слитками золота и ювелирными изделиями, кроме того, сертификаты на золотые слитки оцениваемые в миллиарды долларов.
Николае Чаушеску – президент Румынии (1965-1989 гг.). Во время правления Чаушеску смог занять у запада более $ 13 млрд. на финансирование программ развития, однако, это в конечном итоге разрушило экономику Румынии и привело к обнищанию народа.
Аугусто Хосе Рамон Пиночет – президент Чили (1974-1990 гг.). По его приказу убито более 3000 сторонников Альенде (тогдашнего президента Чили), десятки тысяч были замучены или сосланы. Незаконное состояние Пиночета составляет £ 1 миллиард.
Саддам Хусейн – президент Ирака (1979-2003 гг.). До вторжения в Кувейт (1990 г.), Хусейн был союзником Соединенных Штатов. Однако в ходе агрессии американских войск в Ирак 5 ноября 2006 года предстал перед судом за казнь 148 шиитов и был казнен 30 декабря того же года.
Теодоро Обианг Нгема Мбасого – президент Экваториальной Гвинеи (1979 г. по настоящее время). Грубые нарушения прав человека, пытки политических заключенных, ангажированные судебные разбирательства. Тотальный контроль над СМИ. Семейственность при назначении на ключевые посты правительства.
Роберт Мугабе – президент Зимбабве (1980г. - по настоящее время). Уровень безработицы в Зимбабве достиг почти 80 процентов, производство находится в стагнации, для населения не хватает основных продуктов питания.
Джордж Буш – президент США (2001-2009 гг.). Объявил глобальную войну с терроризмом, которая была контрпродуктивной и в самом деле помогала вербовке террористов. Итогом его правления стала гибель 4000 американских военных и 22 401 раненых в ходе боевых действии. Администрацию Буша подозревают в коррупции, а развязанные войны привели к спекуляции и потере для экономики страны триллионов долларов.
Что же объединяет столь разноплановых руководителей стран разделенных как территориально, так и хронологически? Во-первых, явное стремление узурпировать власть, обеспечить собственное политическое долголетие. Во-вторых, противопоставление личных интересов общественным, причем, чем ниже уровень гражданского общественного развития, тем публичнее и циничнее данное противопоставление. В-третьих, авторитаризм и коррупция – два взаимодополняющих и взаимообусловливающих механизма, обеспечивающих видимую стабильность и «прогрессивное развитие». В-четвертых, жесткость вертикали власти обеспечивается насильственным путем, путем подавления потенциальных конкурентов, любого инакомыслия, свободы и отстаивания гражданских прав. В-пятых, обязательно режим сопровождается изъятием значительных финансовых средств из экономики государства, т.е. бедность и нищета населения являются достаточно эффективным средством удержания контроля над социальными группами, обуславливающие абсолютную зависимость граждан от политики, проводимой верховной властью.
Вполне очевидно, что представленный top-list не является исчерпывающим и достаточным для экстраполяции проведенного анализа в российскую политическую действительность, однако несколько глобальных выводов, на взгляд автора статьи, целесообразно учитывать при разработке алгоритмов оценки текущей ситуации и прогнозирования будущего сценария её развития. Наиболее общие признаки коррумпированного управления государством можно наблюдать через следующие действия:
- президент способен и с удовольствием решает частные вопросы, судьбы людей: оказывая «милость», вознаграждая не по заслугам, прощая безнравственные поступки, либо наказывая – быстро, жестко, масштабно;
- инициируется создание касты приближенных лиц, попадающих в когорту «неприкасаемых», т.е. тех, для кого «законы не писаны». При этом «над законом» остаются и члены семьи «неприкасаемого»;
- проведение грандиозных преобразований, реализация общегосударственных проектов, непрерывное реформирование – всё в итоге предопределяет так называемый «распил» финансовых средств, направляемых в преобразования;
- разработка такой правовой сферы, которая в наибольшей степени комфортна и адекватна представлениям президента страны о его месте и роли в организации общественной жизни;
- пропаганда безальтернативности путей развития государства, при безоговорочной монополизации власти на руководящую, направляющую, координирующую и оценивающую роль верховного аппарата управления государством;
- значительный отток отечественного капитала за пределы страны, приобретение недвижимости и фирм за рубежом, массовое ориентирование на последующее «бегство» из страны;
- криминализация экономики, отсутствие благоприятных перспектив для большинства населения, ухудшение морального климата в различных социальных группах, деградация моральных норм, популяризация насилия и гомосексуализма, ведущего к депопуляции населения.
Главным же итогом существования коррумпированной системы власти является её антисоциальный, антиобщественный характер целеполагания и набор средств достижения поставленных целей. Ущерб общественному развитию наносится не только за счёт «увода значительной части финансовых средств в теневую экономику», но и расходованием ресурсов (природных, материальных, человеческих), т.е. снижение потенциала будущих поколений, в интересах ограниченного круга лиц – приближенных к высшему руководству страны.
Последний негативный эффект менее осязаем, но по воздействию стратегически более значим, т.к. диктует условия для функционирования индивида в будущем социальном окружении. Низкая эффективность управления в этом случае проявляется в следующих аспектах:
а) максимально быстрое извлечение природных ресурсов без оглядки на загрязнение окружающей среды, так добыча нефти и газового конденсата в России в 2010 году выросла на 2,2% по сравнению с показателем 2009 года и составила 505,194 млн. тонн, добыча газа увеличилась на 11,5% - до 650,3 млрд куб. м. [15], в общей сложности, в России ежегодно добывается 10 млн кубометров древесины, что равносильно примерно трети добычи леса в Амазонии. При этом, как полагают эксперты международного консорциума производителей древесины и природоохранных организаций Forest Trends, уже через 20-30 лет гигантский нелегальный бизнес может уничтожить самый большой лесной массив на планете [16], на 2500000 км [17] территории Российской Федерации сегодня отмечается негативная экологическая ситуация. Получается, что на 15% площади нашей страны окружающая среда представляет опасность для жизни и здоровья человека. Более того, известно, что на территории регионов и городов с неблагополучной экологической обстановкой проживает почти половина населения России (40% от общей численности людей в стране) [18];
б) активный рост теневого рынка. Начальник Управления «Ф» (по борьбе с экономической преступностью в сфере финансовой деятельности и банкротства) ГУЭБиПК МВД России полковник полиции Олег Борисов сообщил о том, что нелегальный оборот на финансовом рынке России по итогам 2011 года составит около 5 трлн. рублей, - передает «Интерфакс». [19]
в) неспособность (нежелание) создать благоприятные условия для расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, деградация образования, медицинского обслуживания (снижение качества жизни населения). В России уже долгое время складывается парадоксальная ситуация, когда уровень минимального размера оплаты труда находится ниже прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) наёмного работника в России на 31.12.2011 г. составляет 4.611 руб./мес. или примерно 4. Официальный прожиточный минимум для трудоспособного населения на 21.12.2011 г. составляет 6.792 руб./мес. или 2, детей - 6.076 руб., пенсионеров - 4.961 руб. [20]
Какова же роль президента страны в снижении эффективности общественной жизни? Многое ли, по сути, зависит от установок, мотивации, настойчивости одного человека? Возможны ли иные условия взаимодействия власти с обществом, при которых будет реализован принцип «чиновник – слуга народа»? Возможно ли государство без коррупционеров, со служащими – «не щадящими живота своего для благо народа»?
Ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности первого лица государства являются тенденции и динамика изменений, происходящих в обществе, отношения конкретного индивида и малых социальных групп к происходящим трансформациям. Исторически сложившаяся доктрина о «благе для всех за счёт несчастий каждого», реализованная в дореволюционной России и в период строительства развитого социализма, продолжает своё губительное шествие и в настоящее время, а также сохранит тенденции и в ближайшей перспективе.
По мнению автора статьи, наиболее релевантной стратегией кардинального изменения сложившейся парадигмы является кумулятивная стратегия, предполагающая перераспределение запланированных на «борьбу с коррупцией» средств и сил в направлении создания параллельных структур управления, т.е. появление выбора и, соответственно, конкуренции на рынке теневых услуг. Исходной гипотезой к разработке названной стратегии выступает утверждение о врожденной общественной системе саморегулирования, которая позволяет структурировать первоначальные самопроизвольные и спонтанные проявления экономической, психологической и нравственной свободы. Предполагая актуальность демократических свобод, автор предлагает их рассматривать не в качестве разрешительных санкций от власти, а в качестве абсолютной самостоятельности индивида, его способности формировать устойчивые принципы, правила и модели поведения в рамках социальных общностей.
Принципы автаркии и космополитизма вполне могут реализоваться на современной основе социального строительства, когда уровень развития индивида, его мировоззрение позволяют избежать крайних (негативных) форм, но способствуют экономической и впоследствии морально-психологической аттракции, свободной от коррумпированности по определению.
Литература
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1.
- Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006
- Официальный сайт РИА-Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ria.ru/
- На Урале закончилась эпоха Росселя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newstube.ru/media/na-urale-zakonchilas'-ehpoxa-rosselya
- Виталий Дымарский. Минтимер Шаймиев как зеркало русского федерализма. "Российская газета" - Федеральный выпуск №5095 (16)
- Официальный сайт РИА-Новости. Отставка Муртазы Рахимова была неизбежной, считают эксперты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/politics/20100715/255223117.html
- Скончался бывший челябинский губернатор Петр Сумин, отказавшийся оставаться на новый срок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newsru.com/russia/06jan2011/sumin.html. Дата обращения 6.11.2011г.
- Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 1183 "О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы"
- Некоторые подробности из жизни семьи первого Президента России. Посвящается Указу Президента РФ о гарантиях первому Президенту РФ Ельцину и его семье. https://www.compromat.ru/page_10831.htm
- Официальный сайт Lenta.ru. Banca del Gottardo давал гарантии под кредитные карточки Ельцина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lenta.ru/russia/1999/10/14/account/ Дата обращения 15.10.1999
- Некоторые подробности из жизни семьи первого Президента России. Посвящается Указу Президента РФ о гарантиях первому Президенту РФ Ельцину и его семье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.compromat.ru/page_10831.htm
- Президент Российской Федерации. УКАЗ от 31 декабря 1999 г. N 1763. О гарантиях президенту российской федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи
- Transparency International Global Corruption Report 2004.
- COSMOLOAN. Twenty-One Of History's Most Corrupt Politicians. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cosmoloan.com/international-economy/twenty-one-of-historys-most-corrupt-politicians.html
- БКС Экспресс. Добыча нефти в 2010 году выросла на 2,2%, газа - на 11,5%.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bcs-express.ru/digest/?article_id=61254
- Алфонсо Дэниелс. Би-би-си, Дальнереченск, Россия. Сибирским лесам угрожают нелегальные вырубки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.co.uk/russian/russia/2009/12/091204_dalnerechensk_logging.shtml
- Экология России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dishisvobodno.ru/ecology-rossii.html
- Теневой оборот финансового рынка России в 2011 году составит около 5 трлн. Рублей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.amic.ru/news/169422/
- Агентство РИФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru
Опубликовано: Доклад на Всероссийской конференции «Девиантность и социальный контроль в эпоху постмодерна», г. Санкт-Петербург, 2012г. // Вестник Орловского госуд. университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2012. № 9(29).
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.