Некоторые размышления том, почему в России стало много бестолковых юристов, юридически безграмотных следователей, бездарных прокуроров и судей-дилетантов, которые не хотят нормально работать и выполнять свои обязанности
В бытность Я.Ю. Чайки Генеральным прокурором РФ средства массовой информации обнародовали его высказывание о том, что для многих следователей уголовно-процессуальное законодательство, нормы материального права - это космос". По всей видимости, главный прокурор России имел ввиду ненадлежащий уровень профессионализма и юридической грамотности "передового отряда" борьбы с преступностью.
В разное время критические замечания в адрес следственных органов высказали также представители Верховного Суда РФ.
Так, в ходе одного из совещаний председателей судов заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.А. Давыдов посетовал на то, что уровень работы следствия не дотягивает до удовлетворительной оценки.
А другой заместитель Председателя Верховного Суда РФ - А.А. Толкаченко, характеризуя низкое качество следствия, отметил, что по конкретным делам иногда отсутствуют логика и план расследования, следственные действия проводятся вне взаимосвязи между собой, без понимания того, на выяснение каких обстоятельств они направлены (по предмету доказывания), само расследование, следственные и иные процессуальные действия недостаточны по объему и по качеству.
Возникает вопрос: "А что делают сами прокуроры и судьи, призванные по закону контролировать и надзирать за следователями, чтобы предупреждать и устранять указанные недостатки?"
Мое личное мнение – ничего. Наоборот, они всячески "потакают" различным профессиональным "извращениям" следователей и дознавателей.
Почему? Думаю, что одной из причин является то, что многие "контролеры и надзиратели" сами не обладают достаточным объемом знаний действующего законодательства и умением в нем ориентироваться.
Вот, например, прихожу как-то к следователю, прошу его обратить внимание на то, что содержание его постановления не соответствует нормам уголовно-процессуального законодательства. А следователь, показывая на книгу "УПК РФ", мне отвечает: "Это же теория! Я же работаю на практике."
То есть, для него существует только два понятия - "теория" и "практика". О существовании "Закона" он, оказывается, ничего не знает.
Еще один пример. Следователь прекращает уголовное преследование в отношении свидетелей, несмотрря на то, что закон не предусматривает возможности преследовать свидетелей в уголовном порядке.
Казалось бы, прокурор и судья, которым были адресованы соответствующие жалобы на решение следователя, должны были обязать его устранить допущенную ошибку. Но нет! У них хватило ума лишь на то, чтобы оградить следователя от "нападок" адвоката, признав решение следователя законным.
А когда "здравый" судья областного суда все-таки признал решение следоваеля и суда первой интстанции, рассмотревшего жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ, представители прокуратуры субъекта федерации, вместо того, чтобы объяснить коллегам из нижестоящей прокуратуры необходимость "не покрывать" факты нарушений законов следователем, а надлежашим образом исполнять свои надзорные обязанности, по всей видимости, "обидевшись" на судью вышестоящего суда, принявшего законное решение, попытались опротестовать его в кассационном порядке.
По всей видимости, критикуя следователей, Генеральный прокурор и заместители Председателя Верховного Суда РФ, не догадываются (а может и знают, но закрывают на это глаза), что знание законов является "космосом" и для их подчиненных, а такие понятия, как "защита прав и свобод граждан" и "принцип законности", находятся вообще за гранью их восприятия.
И вот тут переходим к главному вопросу: "Как с такими знаниями они стали "юристами" и почему их приняли на работу в соответствующие органы?"
Чтобы ответить на этот вопрос, приведу еще один пример, но уже не из адвокатской, а преподавательской практики.
В моей биографии есть период, когда я занимался преподавательской деятельностью в ВУЗах, где готовили "тех самых юристов".
Не скажу, что все студенты были "плохими", и не желали получать знания. Но встречались и такие, которым нужны были не знания, а диплом. Некоторыми (особенно это касается заочников) движет вообще непонятная для меня логика – они сначала оплачивают учебу, имея цель получить знания. А потом дают взятки преподавателям, чтобы эти самые знания не получать.
Приведу лишь один пример. Как-то ко мне подходит один студент (очного отделения) и просит поставить ему зачет без сдачи этого самого зачета. До этого я его никогда, ни на занятиях, ни "просто в коридоре" не встречал.
Поняв, что он никакими знаниями по предмету не обладает, я предложил ему подготовиться и подойти еще раз.
Тогда, сделав "обиженный вид" этот наглый юноша обратился ко мне с претензией: "Тебе что – жалко зачет поставить? Я ведь не хочу юристом работать. Мне нужен только диплом". И тут он начал рассказывать, как расстроятся его родители, когда узнают , что его отчислят из университета. А они всю жизнь мечтали, чтобы их сын стал юристом. И как после этого от них отвернутся все родственники и знакомые. И что-то еще "в этом роде". К этому он также добавил, что всю жизнь мечтал у себя на родине выращивать виноград, поэтому юридические знания ему ни к чему.
Разжалобить меня у него не получилось, я посоветовал ему сменить ВУЗ и пойти получать знания в сельскохозяйственную (аграрную) академию. Он обещал подумать. На этом мы расстались и я его больше в университете никогда не видел.
Но "земля круглая". Где-то года через три – четыре мы с ним снова встретились. И где бы вы думали? Не поверите!
Как-то захожу в одну из районных прокуратур, а этот "неуч" сидит в кабинете заместителя прокурора на правах хозяина, "гнет пальцы" и "строит" своих подчиненных.
Мы разговорились и я спросил его, "какими судьбами" он оказался здесь, а не на "виноградниках Родины". Парень оказался честным. "По секрету" рассказал, что его устроили на работу в прокуратуру "мама с папой" и теперь ему нравится работать "юристом".
Вот вам одна из проблем низкого качества работы "современных" правоохранителей.
Но что интересно. Оказывается эта проблема не нова.
Еще в 1958 году вышел художественный фильм "Поэма о море". Если просмотрите фрагмент из этого фильма, который находится ниже, вы, скорее всего поймете, к чему я "клоню".
По всей видимости, тот пионер, который показан в сюжете, сейчас или работает в Верховном Суде РФ, или же является почетным судьей в отставке.
Хочу стать прокурором или судьей
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.