Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Криминалистика / Криминалистические аспекты миграционных процессов в Российской Федерации

Если мигранты прибыли на постоянное место жительства, работают, соблюдают местные обычаи и традиции, то отношение к ним местных жителей, в большинстве случаев, благожелательное. Однако пребывание в регионе большого количества выходцев из других стран, насаждение ими собственного менталитета, усиление напряженности на местных рынках труда, хищническое отношение к объектам природопользования, контрабанда товаров и грузов и т.п. зачастую приводит к обострению отношений на межнациональной основе, усилению социальной напряженности.

миграция

Автор: Смахтин Е.В.

Иммиграционная обстановка на территории Российской Федерации продолжает оставаться сложной, характеризующейся, в частности, наличием большого числа мигрантов в субъектах России.

По данным МВД России, общее количество незаконных мигрантов в Российской Федерации оценивается примерно в 5 млн.чел., из них осуществляющих незаконную трудовую деятельность – около 3,5 млн.чел.[1]

Большую часть незаконных мигрантов в России составляют граждане среднеазиатских и закавказских республик, Украины и Молдовы.

Практически беспрепятственному их въезду в Россию во многом способствуют слабоохраняемые границы, в т.ч. с Казахстаном, безвизовый режим въезда (выезда).

Незаконные мигранты, пребывающие в Тюменской области, заняты в основном на строительных работах, дорожном строительстве, в торговой сфере. Не имея соответствующего правового обеспечения, трудовые мигранты зачастую содержаться на положении рабов, получают значительно меньшую заработную плату, им не гарантировано медицинское обслуживание и т.п., что приносит работодателям значительные доходы. Соответственно не облагаются налогом и сами трудовые мигранты, что в определенной степени объясняется сложностью оформления иностранного гражданина на работу в Российской Федерации.

Отношение коренного населения к мигрантам в Тюменской области разное. Если мигранты прибыли на постоянное место жительства, работают, соблюдают местные обычаи и традиции, то отношение к ним местных жителей, в большинстве случаев, благожелательное. Однако пребывание в регионе большого количества выходцев из других стран, насаждение ими собственного менталитета, усиление напряженности на местных рынках труда, хищническое отношение к объектам природопользования, контрабанда товаров и грузов и т.п. зачастую приводит к обострению отношений на межнациональной основе, усилению социальной напряженности. Например, непросты отношения между коренным населения г. Ишима и армянской национальной диаспорой. Крайне негативно относятся некоторые слои населения региона, к прибывающим в теплое время года малообеспеченным гражданам Таджикистана.

Читайте также:  Криминалистическое противодействие политическому экстремизму: современные проблемы

Краткий анализ криминогенной ситуации, позволяет выделить некоторые криминалистические аспекты миграционных процессов в Российской Федерации.

Так, зачастую мигранты попадают в орбиту уголовного судопроизводства.

Практика свидетельствует, что в основном возможны две ситуации:

  1. Объектом преступного посягательства выступают мигранты.
  2. Сами мигранты совершают противоправные действия.

И в первом, и во втором случае правоохранительные органы сталкиваются с целым рядом проблем.

Например, житель Азербайджана в ходе торговли на рынке подвергся разбойному нападению. В этом случае, должностные лица правоохранительных органов помимо традиционных криминалистических средств, приемов и методик, направленных на раскрытие и расследование данного преступления, проводят дополнительные мероприятия по установлению правового положения мигранта, законности его пребывания на территории региона и т.п. Следует отметить, что особых проблем в этой ситуации, как правило, не возникает.

Гораздо сложнее обстоит дело в том случае, когда незаконные мигранты совершают противоправные действия, в т.ч. тяжкие и особо тяжкие преступления в составе организованных преступных групп. Например, житель Таджикистана участвует в незаконном обороте наркотиков. Результаты анкетирования и интервьюирования работников правоохранительных органов, осуществляющих меры по борьбе с незаконным оборотов наркотиков, свидетельствуют, что этнические группы хорошо организованы, сплочены, действуют конспиративно и т.п.

В уголовно-процессуальном и криминалистическом аспекте установление факта совершения преступления организованной группой входит в предмет доказывания. Доказывание же самого факта можно представить как процесс, состоящий из трех этапов.

  1. Установление факта совершения преступления группой.
  2. Выявление признаков совершения преступления организованным преступным сообществом.
  3. Установление признаков принадлежности сообщества к категории организованной преступности.

Безусловную значимость для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов имеют долговременные оперативно-розыскные мероприятия, предшествующие возбуждению уголовного дела. Такие мероприятия дают представление о характере этнического преступного сообщества, всех тех признаков, которые позволяют его отнести к категории организованной преступности. Реализация полученных оперативных данных требует глубоко продуманных и скоординированных действий следователя и оперативного работника, всестороннего учета возможного тактического риска и вообще всех возможных последствий планируемых действий [2].

Читайте также:  Безопасна ли адвокатская деятельность?

В рассматриваемом случае, важным источником исходной информации, указывающим на совершение преступление этнической организованной группой, служит осмотр места происшествия, проводимый до возбуждения уголовного дела.

В свою очередь, полученная исходная информация становится базой для выдвижения криминалистических версий и дальнейшей работе следователя.

Краткое освещение криминалистических аспектов миграционных процессов в Российской Федерации, естественно, не дает общего представления о рассматриваемом явлении. Цель выделения некоторых из них – привлечь к проблемам миграции внимание представителей органов Государственной власти и ученых.

Литература

  1. Обзор иммиграционной обстановки на территории Российской Федерации в 2003 году. – Харабовск, 2004. – 19 с.
  2. См., например: Криминалистика. Учебник для вузов / Под.ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р.С. Белкина. М., 1999. С.903-904

Опубликовано: Законодательное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Вектор Бук, 2004


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.