Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас
Задать вопрос
Главная / Уголовно-исполнительное право / Новое в деятельности участковых уполномоченных полиции по контролю (надзору) за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

Эффективная индивидуальная профилактическая работа УУП возможна при условии, что он обладает достаточными полномочиями, правовыми и организационными средствами профилактического воздействия в отношении подучетных лиц. С этой точки зрения регулятивных норм существующих нормативных правовых актов явно не достаточно, в силу этого образуется разрыв между уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами воздействия, неподкрепленность правовых средств воздействия воспитательным и общественным влиянием.

участковый полиции

Автор: Иванова С.И.

Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно предусмотрен ст. 183 УИК РФ, который, как указано в данном кодексе, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами.

Такой контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, поэтому указанная статья лишь в общей форме закрепляет его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе. В настоящее время контроль за отдельными категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности [2].

Эффективная индивидуальная профилактическая работа УУП возможна при условии, что он обладает достаточными полномочиями, правовыми и организационными средствами профилактического воздействия в отношении подучетных лиц. С этой точки зрения регулятивных норм существующих нормативных правовых актов явно не достаточно, в силу этого образуется разрыв между уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами воздействия, неподкрепленность правовых средств воздействия воспитательным и общественным влиянием [1, с. 474].

В настоящее время правовая регламентация деятельности УУП претерпела значительные изменения, в том числе в части осуществления контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными. Это связано с передачей большей части полномочий подразделениям ФСИН России. В связи с чем, возникла необходимость определения правового статуса УУП и определения его прав и обязанности в осуществлении контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом [3].

Так, согласно ч. 6 ст. 79 УК РФ предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, в течение неотбытой части срока. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных - уголовно-исполнительными инспекциями (далее − УИИ), находящимися в ведении Минюста России (ч. 5, 13 ст. 16 УИК РФ) [4] и службой по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, находящейся в ведении МВД России (п. 80 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»)[2].

Применяя условно-досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

Главная цель контроля - помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.

Срок контроля за условно-досрочно освобожденным равен неотбытой части основного и дополнительного срока наказания.

Правовой основой деятельности УУП в сфере контроля за такими лицами выступает прежде всего Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [5], который в п. 27 ст. 12 возлагает на полицию обязанность «осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений...»; Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»[4], который возлагает на Территориальные органы МВД России на районном уровне обязанность осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом запретов и ограничений, а также приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»[2], который определяет порядок учета таких лиц и обязанность осуществлять взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России (далее УИИ).

Читайте также:  Административный надзор как элемент постпенитенциарного контроля

Общие права и обязанности в отношении лиц, освободившихся условно-досрочно определены в Федеральном законе «О полиции». УУП обязан осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений. В свою очередь он имеет право применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 о Федерального закона «О полиции», предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В соответствие с п. 80 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее Наставление) УУП взаимодействует с сотрудниками территориальных органов и УИИ в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.

Согласно Приказа Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» [9] ОВД в порядке взаимодействия:

  1. рассматривают поступившую из УИИ информацию об осужденных;
  2. обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания ОВД уголовных дел в отношении осужденных;
  3. принимают участие в осуществлении контроля за поведением осужденных;
  4. при совершении осужденным административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней направляют в УИИ информацию о данных фактах.

Перечень обязанностей УУП в отношении совершеннолетних лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, в соответствии с приказом от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» значительно сужен, поскольку обусловлен лишь необходимостью взаимодействовать с сотрудниками территориальных органов и уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений со стороны условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.

Таким образом, самостоятельными полномочиями в отношении рассматриваемой категории лиц УУП не наделен. Обязанности по постановке на учет и проведению индивидуальной профилактической работы на УУП не возложены. Соответственно постепенно основные полномочия по контролю за условно-досрочно освобожденными перейдут на соответствующие подразделений ФСИН России. В настоящее время осуществление контроля за лицами условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания по инициативе ОВД со стороны УУП следует рассматривать как превышение должностных полномочий.

УУП как сотрудник ОВД в соответствии с Приказом Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений»[9] лишь принимает участие в осуществлении контроля за поведением осужденных, а при совершении ими административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней УУП обязан направить в УИИ информацию о данных фактах.

Если условно-досрочно освобожденный скрылся от контроля уголовно-исполнительных инспекций участковый обязан оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске, а именно проводит первоначальные мероприятия по установлению местонахождения условно-досрочно освобожденного, уклоняющегося от исполнения возложенных на него судом обязанностей как в отношении лиц.

Читайте также:  Особенности нормативного обеспечения общественного контроля в России

В частности:

  • проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном его местонахождении либо иные данные, которые могут способствовать розыску;
  • устанавливает через территориальные органы ФМС России о его снятии с регистрационного учета по месту жительства, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке ОВД, через военный комиссариат сведения о его возможном местонахождении;
  • осуществляет проверку по учетам ОВД с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев.

В отношении несовершеннолетних условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания полномочия ОВД сохранены в полном объеме. Деятельность УУП в отношении несовершеннолетних, освобожденных условно досрочно регламентируется ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[6]; Указом Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (ред. от 25.02.1993) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» [8] и Приказом МВД РФ от 26.05.2000 № 569 (ред. от 06.04.2007) «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» [7]; Приказом Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений».

Так, в соответствии Приказом Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» подразделения по делам несовершеннолетних ОВД:

  1. при поступлении из УИИ с копией приговора (определения, постановления) суда информации о постановке на учет несовершеннолетнего осужденного в течение 5-и рабочих дней ставят его на учет;
  2. принимают участие в контроле за несовершеннолетними осужденными в общественных местах, по месту их жительства, учебы или работы, проводят с ними профилактическую работу с целью предупреждения нарушений общественного порядка. Не реже одного раза в полугодие представляют в УИИ справку о проведенной индивидуально-профилактической работе в отношении каждого осужденного;
  3. при совершении несовершеннолетними осужденными преступлений и (или) административных правонарушений, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных судом обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней после рассмотрения административного протокола, возбуждения уголовного дела и рассмотрения инициативного рапорта руководством ОВД информируют УИИ (с приложением копий объяснений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей) ;
  4. принимают участие в подготовке материалов, направляемых УИИ в суд для решения вопроса о замене наказания, отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;
  5. по запросу УИИ представляют сведения, характеризующие поведение несовершеннолетнего осужденного по месту жительства, учебы или работы;
  6. при получении информации о том, что несовершеннолетний осужденный изменил место жительства без уведомления об этом УИИ, оказывают содействие УИИ в проведении мероприятий по установлению его местонахождения и выявлению причин уклонения от отбывания наказания;
  7. совместно с сотрудниками УИИ не реже одного раза в полугодие проводят обследование семейно-бытовых условий несовершеннолетних осужденных с составлением акта обследования, оригинал которого приобщается к учетно-профилактическому делу, копия - к личному делу осужденного в УИИ;
  8. при достижении состоящими на учете несовершеннолетними осужденными восемнадцатилетнего возраста направляют в УИИ обобщенную справку о результатах проведения с ними профилактической работы.
Читайте также:  Учреждения, исполнявшие заключение под стражу в России до октября 1917 года

В свою очередь УУП в соответствии с п. 64 Наставления, участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН. А именно, результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним условно-досрочно освобожденным отражаются в листе учета профилактических мероприятий участковым инспектором – ежеквартально (Приложение 9 к Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел).

Таким образом, деятельность УУП по проведению профилактической работы с лицами, условно-досрочно освободившимися от отбывания наказания можно разбить на следующие три основных этапа:

1. Предварительный этап: рассматривают поступившую из УИИ и ПДН информацию об осужденных; заносит информацию о таких лицах (Ф.И.О., дата, место рождения, адрес, место работы, контактные телефоны, данные о судимости, статья УК, дата освобождения) в паспорт на административный участок в VII раздел «Лица, представляющие профилактический интерес» как лицо, ранее судимое (п. 21).

2. Профилактический этап включает:

  • проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактическом учете в ПДН и УИИ.
  • наблюдение за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных, их образом жизни, кругом общения.
  • опрос родственников таких лиц, их соседей и других лиц.
  • применение мер административного принуждения к лицам, нарушающим законодательство Российской Федерации.

3. Этап взаимодействия с ФСИН России и ПДН.

Участковые уполномоченные в рамках взаимодействия:

  • обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания ОВД уголовных дел в отношении осужденных;
  • при совершении осужденным административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней направляют в УИИ информацию о данных фактах;
  • ежеквартально отражают в листе учета профилактических мероприятий результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним.

Литература

  1. Аргунов Е.А. Участковый уполномоченный милиции – основное звено государственной системы профилактики правонарушений // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 3. С. 473-474.
  2. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Российская газета, № 65, 27.03.2013.
  3. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237.
  4. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России от 17 января 2006 г. №19 (ред. от 30.12.2011) / Приказ официально не опубликован [электронный ресурс] // https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=129872. Дата обращения 01.03.2013 г.
  5. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: ред. от 25 июня 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.; 2012. № 26. Ст. 3441.
  6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федерального закона от 24.06.1999г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1999, N 26, ст. 3177.
  7. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказ МВД РФ от 26.05.2000 № 569 (ред. от 06.04.2007) / Приказ официально не опубликован [электронный ресурс] // https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=69257 Дата обращения 01.03.2013 г.
  8. Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних: Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (ред. от 25.02.1993) // Ведомости ВС РСФСР, 1967, N 23, ст. 536.
  9. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: Приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. // Российская газета, № 248, 26.10.2012.

Опубликовано: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях 1-2 ноября 2013, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (г.Тюмень).


Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.